Псыдах-Шапсуг-ведьмина пещера-Джегошские водопады или сочинский weekend

Блог umrnet
Привычно шарясь в сети, перед длинными выходными в честь 23 февраля, наткнулись на интересное предложение на букинге. Дисконт в 70% на номер в центре Сочи, нам подходит, 2000р за трое суток, да это прямо специально для нас акция-)

День первый

Быстро накидав план действий мы мчим 21 числа по пустой трассе в сторону Сочи. На всякий случай, накануне отсоединяю проводку люстры, ибо ходят слухи о посте нетерпимости в Магри-)
Как по заказу, перед нами едет заряженный уазик, думаю, вот отличное прикрытие, но он сворачивает прям перед самым постом. Интереса мы не вызвали, дэпсы были вообще какие-то ленивые.

Еще немного, и поворачиваем по указателю на Шхафит. Едем в сторону Аулов Калеж и Лыготх. Решили начать с конца т.е с водопадов.
Главная дорога выводит нас в Калеж который переводится с адыгейского языка как «старый город» к мосту через р.Анокопсы и далее на улицу Теучеж которая в свою очередь выводит непосредственно в долину Аше.
Шлагбаумы открыты, касса не работает, да-да это платные достопримечательности нашего края, но к счастью для нас зимой и ранней весной они работают бесплатно-)
Вскоре мы останавливаемся возле первого водопада Псыдах. Данный водопад находится на левом притоке р.Аше и переводится как «красивая вода». С земли полностью его увидеть нельзя т.к он состоит из трех каскадов и спрятан в теснине.
Первый каскад.
Водопад Псыдах
Как видите, всё здесь оборудовано для любого туриста от мала до велика.
Верхний каскад бьет мощной струей с 20 метровой скалы. Псыдах еще называют «водопадом невест».

По приданию, девушка, искупавшаяся в этом водопаде, вскоре выйдет замуж.

Дальше короткий, но крутоватый переход и мы видим верховья водопада. Вода начинает падать с узкого жерла и по мере сброса высоты, жерло расширяется и теснина извиваясь выбрасывает сотни литров воды туристу под ноги. Водопад красивый, но сфотографировать его не намочившись можно не со всех ракурсов.
Водопад Псыдах
Спустившись вниз, можно отдохнуть в кафе и воспользоваться гостеприимством местного населения за определенную плату. Обожаю водопады в межсезонье-)
Водопад Псыдах - N44 00.019 E39 23.432

Через 450 метров находится следующий водопад Шапсуг. Трёхкаскадный красавец. Значительно выше чем его сосед Псыдах, судя по описаниям высота всех каскадов не менее 50 метров.
Нижний каскад, двадцатиметровый.
Водопад Шапсуг

Прошу прощения за вертикальные фотографии (ну не помещается он в горизонтальный формат — для того чтобы посмотреть фотографию целиком измените масштаб своего браузера до 50%, ctrl+ и — )

Насладившись одиночеством и шумом воды, мы переходим на следующий уровень. Вверх ведут очень крутые лестницы, которые раздваиваются, что позволяет избежать пробки в сезон. Поднявшись на самый вверх перед нами открывается красивый вид на Аше и мост который пересекает долину.
Ну не все так красочно, на размышление о жизни и смерти меня натолкнула приклеенная к дереву фотография девочки. Судя по расположению площадки над верхним каскадом, ребенок упал с 20 метров-( Каких-то вменяемых ограждений мы не заметили, зато табличек с предостережениями полно. Будьте осторожны и соблюдайте элементарную ТБ.
Водопад Шапсуг — N43 59.931 E39 23.871

Спустившись вниз мы перешли по тридцатиметровому мосту через Аше на другой берег и обследовали эту часть берега, но кроме закрытых кафешек ничего интересного не нашли.

Судя по карте путешествие можно продолжить и дальше, если подняться выше Шапсуга, то мы теоретически должны попасть на тропу которая ведет к Тигровой пещере и водопаду Игристому через чайные плантации, а так же к комплексу дольменов близ хребта Нихетх. Но это путь для имеющих время и «имеющих» трудности-) Гораздо легче попасть в вышеуказанные места из аула Тхагапш.

Быстро пообедав мы поехали назад обследовать другой берег долины. Вернувшись к шлагбауму и кассе, припарковав машину мы переправились через длинный подвесной мост, который в очень плачевном состоянии. Если к сезону не отремонтировать мост, то жертвы неизбежны. Сразу после моста множество строений под летние кафе и тропа к пещере Тахира (она же Ведьмина).
По описаниям пещера очень интересная, она включает как пешеходную часть, так и катание на лодке в озере. Еще интересней если знать легенду этой пещеры.
Пещера Тахира
К сожалению, это всё что я могу вам показать. Сапоги мы не взяли, да и сочинская «зима» на дворе, пещера затоплена. Но не смотря на угрюмый серый лес, вовсю растут цикламены и первоцветы.
Пещера Тахира — N44 00.944 E39 21.810

Спустившись вниз, мы пошли параллельно реке, наша цель это группа дольменов. Пройдя 200 метров, тропа уходит в лес, я не стал идти по тропе и рванул в лоб, через 10 минут бега я был у дольменов.
Дольмен в долине Аше
Удивительно, но меток и ориентиров практически нет, а если и есть, то замаскированны от посторонних глаз. Поэтому ориентируйтесь на координаты и карту.

Теоретически можно попробовать проехать на квадрах если включить эти дольмены в нитку маршрута.

Дольмен отлично сохранился, остальные 6 шт которые я насчитал, в более плачевном состоянии.
Люблю посещать дольмены, особенно новые-) представляя, что эти строения как и мегалиты от
(греч. большой камень) IV—III тыс. до н. э и старше, становится еще интересней. Эти камни пережили всё и вся, они ровесники египетских пирамид и медно-каменных веков.
Интересен еще один факт, среди группы дольменов, затесался один менгир, его называют стражем дольменов, данный менгир символизирует дольменную богиню мать в её двух ипостасях – богини плодородия и богини загробного царства.
Как правило вокруг подобных сооружений, витают мистические легенды, что придает изюминку путешествию. Конечно, я бы сто раз подумал прежде чем разбивать лагерь возле дольменов, но с другой стороны, уже приходилось ночевать в могильниках в степи Калмыкии-))
Погода портится и мы быстро возвращаемся в машину. На обратном пути мы заезжаем еще на один дольмен «Копибг» этот дольмен является коммерческим, но не в этот раз-)
Копибг
Он так же великолепно сохранился. Дальше по маркировке есть еще два дольмена, но они разрушены.
Копибг это плиточный дольмен с дромосом. Тем, кто не хочет самостоятельно искать первую группу, может посмотреть эти дольмены на платной основе. Копибг найти просто, не доезжая аула Калеж есть вывеска, вы заметите с дороги.

Менгир — N44 01.095 E39 22.376
Дольмены — N44 01.085 E39 22.429

Копибг (3 дольмена) — N44 00.309 E39 18.813

В гостиницу заселились в пятом часу, в центре Сочи, с видом на море, рядом с дендрарием. В номере есть все что нужно и даже больше. Вечерняя прогулка по набережной, ужин и ранний отбой.

День второй

Мерзкая погода, лупит дождь, мы едем на г.Ахун-) Как и следовало ожидать, видимость метров 5 не более.
Крепость на г.Ахун
Заехали на вверх, постояли 5 минут в тумане, ничего не увидели и поехали вниз.
Внизу отворот на Агурские водопады. Они были у нас в планах. И хотели мы посмотреть: Чертову купель, Орлиные скалы, Агурские водопады и Ахунскую пещеру.
Припарковав машину, мы походили возле сероводородных источников и найдя тропу, двинулись на водопады. Здесь мы обломались, нас встретил контроллер и касса-) ну конечно, в 10 минутах езды от центра Сочи. Видима касса здесь работает круглогодично-) Мы там были вообще одни и демонстративно развернувшись перед носом контроллера, высказали свое фи, ибо некер продавать, бесплатные вещи-) На самом деле мы бы заплатили, если бы были приезжие, но мы еще вернемся сюда в самый несезон-)
Терпеть ненавижу смотреть все за раз, ведь нужно что-то оставить на будущее.

Агурские водопады: N43 33.511 E39 49.538 и N43 33.543 E39 49.641
Ахунская пещера — N43 33.431 E39 49.882
Орлиные скалы и памятник Прометею — N43 33.578 E39 49.364

На обратной дороге мы заехали на поляну Высоцкого.
Поляна Высоцкого
Каких только легенд и баек не ходит про «места» Высоцкого, иногда складывается ощущение, что Владимир Семёнович был абсолютно везде-)
Дальше нас ждет океанариум в Адлере и олимпийский парк, для меня это не так интересно как предыдущий день-)
Олимпийский парк
Билет в океанариум стоит 600р, для разнообразия досуга — сходить можно.
Олимпийский парк — ничего интересного, кругом асфальт.
Вечером прогулялись по набережной от дендрария до морского вокзала, ну что сказать, Сочи кипит и зимой. Уже во всю цветет мимоза вот-вот зацветет магнолия, японская камелия, жасмин, японская айва. Думаю к 8 марта дендрарий будет полыхать всеми цветами и ароматами, так-что учтите-)

День третий

Ранний выезд в сторону дома, поворачиваем на Большой Кичмай и попадаем в долину реки Шахе. Едем по асфальту прямо нигде не сворачивая, после поселка будет достаточно крутой но короткий участок и пару километров гравийной дороги и вы упретесь в автостоянку. Здесь и начинается пешеходная часть маршрута.
На всем протяжении автомобильной части пути, мы видели очень большую концентрацию шишиг и уазиков. Помимо классической асфальтной дороги есть и альтернативный путь по руслу Шахе. Местные называют это «джипингом» за ваши деньги вас погрузят в кузов и растрясут все кишки по каменюкам, создавая при этом эффектные брызги-) В общем развлечение на любителя и явно для экстрималов-))

Водопады находятся на ручье Джегош, этот ручей является правым притоком Шахе. Еще это место называют как урочище Джегош или просто 33 водопада.
Перепад высот между первым и последним 33 водопадом, составляет 130 метров. Самым высоким водопадом является первый, высота его 10,5 метров.
Первый Джегошский водопад
кроме водопадов здесь присутствуют водоскаты которые не менее красивы и завершает всю эту картину конечно свисающий калхидский самшит. Данные водопады так же находятся в нац.парке и по флоре можно писать очень много, например исчезающие и редкие виды растений такие как: лапина крылоплодная, иглица, подснежник Воронова. Все эти растения есть в этом урочище.
На месте нас встретили только два пса, которые любезно провели нас по всем водопадам.
Деревянные мостики есть только до 10 водопада, дальше тропа. Несмотря на сто процентную коммерцилизацию, это то место, куда хочется вернуться (не в сезон конечно)и деревянные поручни и лестницы не режут глаз.
Урочище Джегош
Обратите внимание на самшит, такое количество явно указывает на благоприятную экологическую обстановку.
Начало тропы на водопады — N43 50.322 E39 33.543
Я даже рад, что мы прошли только облагороженную часть пути из 10 водопадов, остальные 23 мы пройдем в следующий раз, есть очень весомый повод вернуться.
Естественно есть и легенда которая рассказывает происхождение этих водопадов, погуглите, вообще адыгейцы очень любили использовать великанов в своем фольклоре.
На обратном пути мы обратили внимание на памятный камень который в 2012г установили потомки рода Мугу.
Память о роде Мугу
Этот камень также является ориентиром по дороге на водопады.
На этом наш маленький отпуск закончен, время потрачено на качественный контент-)
Надеюсь пыхтел не зря и отчет будет полезен!
4 комментария
Дядя Вова
В п. Шхафит(он же Мухортовы поляны) во дворе частного дома отлично сохранившийся дольмен и могила с прекрасносохранившейся надгробной плитой генералу Мухортову (герою Кавказской войны). В этом же дворе очень неплохая маленькая кафешка.

А в двух километрах перед памятником роду Мугу слева кафешка и дольмен (бесплатный), долина реки Шахе за пос. Большой Кичмай.
umrnet
Есть такое дело. Оставил на следующий раз, правда кафе и дольмены в частных домах не сильно интересны.
Кстати, кому интересна культура адыгов, буквально за пару копеек можно просветиться. В музее Фелицына проходит выставка.
Дядя Вова
Лично я на следующий раз оставляю какую нибудь другую веточку (ущелье, дорогу) в районе посещения… Эти же были в 20 метрах от дороги!
umrnet
Я же написал, что у меня там остались незаконченные дела. И при любом раскладе мне нужно будет добить это направление.
А так, дорог хватит на всех-)