«Средний Дон 2012» — Отчёт, часть 1

Статьи
Подготовка к Экспедиции началось еще задолго до ее фактического старта. По предложению организаторов Экспедиции, надо было скомпоноваться в команды по 3 — 4 машины и так идти весь маршрут. После того, как определился состав участников нашей группы, решено было встретиться вместе и обсудить все нюансы предстоящего мероприятия.
 
Встретились, составили список того, что надо купить, взять с собой и распределили кто что берет на борт. Через неделю этого показалось мало. ☺ Встречались еще. К сожалению, я не смог попасть на эту встречу, но итогом стало задание раздобыть газовый баллон для печки и накупить тушенки, которую я так расхваливал на форуме.
 
Итак, все куплено, собрано, машина заправлена… Старт назначен на 7:00 в районе выезда из города по ростовскому шоссе за постом ГАИ. Еду… Вдруг звонок Миши Novice'a в 6:30. Сообщает, что они решили встретится на выезде из Титаровки ☺ Нормально так поменяли утром планы. Хорошо хоть в Острогожск (место старта Экспедиции) ехать не передумали ☺
 
Ладно, я еще объездную не проехал, ухожу туда. Мне так еще и ближе. Наконец все в сборе: Я (как всегда, один), Лоцман с женой Оксаной и Ярослав с женой Оксаной в Паджере, Миша Novice с женой Татьяной и сыном Никитой в 80-ке, папа Миши – Вадим на Сузуке. Вот собственно таким составом мы и собрались путешествовать по просторам Среднего Дона:



Для проезда до базового лагеря к нам присоединились анапчане на Сурфе в составе муж, жена, ребенок и маленькая собачка. Они ехали одни, но в Острогожске их ждал Питерский экипаж, с которым они списались на форуме и объединились в команду, не зная друг друга.
 
В районе «полвосьмого» мы двинулись в путь. Ехать решили через Тимашевск, Ленинградскую и дальше по М4. Трасса была достаточно свободна, спать никому не хотелось, ехали достаточно бодро ☺.
 
Небольшое лирическое отступление…
 
Для меня это была первая в жизни Экспедиция и первый долгий выезд на этой машине. Да что там «на этой»… В принципе на внедорожнике я впервые поехал так далеко. На легковушках ездил и подальше, но то не так: обычный перегон сломя голову, ночевка в придорожных мотелях, никаких остановок для «поглазеть»… Поэтому сам перегон в базовый лагерь со скоростью 90 в предвкушении Большого Путешествия, уже доставлял удовольствие…
 
В общем, как-то незаметно выехали из края, поехали по Ростовской области. Заехали на заправку так как Лоцман начал сигнализировать, что у него кончается газ. Всего лишь 300 км… Газ – это не круто, решил я для себя, т.к. указатель топлива у меня только-только начал подбираться к отметке «полбака». Ну ладно… Остановились, так остановились. Кое-как вошло солярки «на тысячу», подразмяли ноги и поехали дальше. Опять дорога, едем не спеша, но начал подступать голод. Миша предложил остановиться на обед в прекрасном сосновом бору немного в стороне от трассы.



Перекусили домашними харчами, отдохнули, и поехали дальше. Идем четко по графику, не опаздываем, всем всё нравится. Растительность и рельеф постепенно меняются. Едем, наслаждаемся видами из окон авто
 
Перед Острогожском в рацию поймали команду Искателя. У них случилась поломка вентилятора или генератора (плохо разобрал в рацию) и они где-то чинились. Помощь им не нужна была, поэтому решили встретиться уже в базовом лагере.
 
В общем, с шутками-прибаутками и переговорами по рациям, в итоге мы добрались до базового лагеря. Было еще светло. Поляна лагеря только начинала заполняться прибывающими экспедиционерами.



Лагерь стоял на красивой чистой и прозрачной речке Тихая Сосна. (причем ударение на «о»). Начали разбивать лагерь, и тут я понял, почему у нас все машины под завязку, и что за «свертки» я вез в машине. Шатер, куча стульев, сковородки, чайник, мангал и много всего… Сначала я просто удивился, зачем нам все это. Но вскоре понял, что более опытные товарищи не просто так таскают столько непонятных вещей. Пришли комары! А у нас шатер с сеточкой! Да еще и спиральки от комаров есть. В общем, сели как люди, никто не кусает, покушали да спать начали готовиться.

4x4krasnodar.ru/images/stories/misha/sredniy_don-2012/

День первый
Утром регистрация и брифинг. Зарегистрировались, получили кепки-майки-значки. Организаторы рассказали вкратце, что и как будет происходить, выдали треки сегодняшнего дня и пожелали удачи.
 
По замыслу организаторов Экспедиция проводилась так: каждое утро выдаются треки ходового дня. Треки поделили на спорт, стандарт и культурка. Выдавали все треки, чтобы в случае чего, можно было уйти на менее сложный трек и доехать в базовый лагерь. Так же выдавались точки достопримечательностей по маршруту. В общем, максимум самостоятельности. Поэтому стало понятно требование оргов ездить командами.
 
Кроме того, они предложили по ходу движения брать точки квеста, разгадывать его и в итоге получить координаты тайника, в котором лежит что-то. По итогам игры обещались призы. Ярослав, как заядлый геокешер, конечно же предложил нам поиграть в этот квест.
 
Треки загружены, надо собирать машины. И вот тут выяснилась обратная сторона нашего удобного лагеря: надо все это собрать и сложить в машины. Да так сложить, чтоб в пути не мешало, не летало по салону и не брякало на ухо. В итоге, выехали мы часов в 11, если не позже! Поехали в Острогожск разгадывать квест. Побывав в паре точек, поняли, что до темноты с такими темпами в базовый лагерь не успеваем. Бросили квест, поехали по треку на первые наши смотровые точки.
 
Дороги полевые, пыльные, дождей не было давно. Двигались и по холмам. На полях местные жители усиленно косили сено и тюковали его. Кругом было много заливных лугов с очень качественной травой. Точки представляли собой какие-то достопримечательности: часовенка, обрыв, место боев во время войны и т.д.



Парковка перед меловым карьером:



Кстати, в этом меловом карьере снимался фильм «Я живой».
 
Доехали до брода через реку Тихая Сосна. На брифинге было упоминание о нем, как о проходимом на стандарте. По факту оказался достаточно глубокий и резкий вход в реку с правым уклоном. У меня справа как раз забор воздуха, шноркеля нет. Я не рискнул, ибо мне там во время спуска в воду получалось по верх фары. Миша же решительно направился форсировать брод, что успешно и сделал на радость местным зрителям. Я окончательно убедился, что при неудачном сходе в реку, меня может там залить, и мы остальными тремя машинами поехали в Дивногорье в объезд



Остановились на стоянке какого-то источника, перекусили и пошли на организованную экскурсию в Дивногорский природный музей. Гид достаточно интересно рассказал нам про пещерный храм, дивы и Маяцкую крепость и мы пошли обратно к машинам.




По пути изучали матчасть наших коллег-экспедиционеров:



Уставшие и вспотевшие, мы пошли искупаться на речку. Прозрачная теплая вода Тихой Сосны с радостью приняла нас в свои объятия. Мы накупались, отмылись от грязи и, почувствовав себя как новенькие, снова двинулись в путь. В этот день мы впервые выехали к Дону. Воды Дона были совсем не как в Сосне: мутные, с достаточно сильным течением.



Едем далее по треку. Причем трек спорта! Едем по полевым дорогам. Ни колеи, ни промоин, ни порядочных подъемов… Начинаю со скуки искать канавы и пытаться в них застрять. Ура, вывесился… Застрял!!! Но полный привод легко решает эту проблему и мы едем дальше. Начинаю задумываться: что же тогда «стандарт» или «культурка»?



Тихая Сосна:



К вечеру на въезде в базовый лагерь есть трек через брод. Опять же, по словам организаторов, проходимый для стандарта. Но есть маленькая сложность: посередине реки лежит труба диаметром 400-500 мм. Причем чуть наискосок, до нее пробита колея. В сторону не съехать, узко. Только по колее. Пускаем первым Мишу на 80-ке. Он легко это все проходит. Следом пускаем Лоцмана. Он делает тоже самое. Но мы понимаем, что Сузука это место не проедет. Посему, оставляем меня на берегу, а папу (Миши) пускаем на ту сторону. Чтоб была возможность вытянуть его и назад, и вперед. Он, конечно же, садится рамой на трубу и виснет в колее. В этот момент подъезжают другие экипажи на Паджеро-Спорте (новом), Шниве, на Л-200 и смотрят как Лоцман бегает в трусах-стрингах цепляет Сузуку за 80-ку, и пока наблюдают. По разговорам понимаю, что они туда не поедут.
 
В итоге Сузуку сдергиваем, Миша там на своих модных АТ-шках с Сузукой на хвосте буксует, уже и сам выехать не может, люди потихоньку уезжают искать объезд, видя весь этот «ужас». Я было оживился – впереди засада! Но проехал спокойно, так же как и Лоцман с Мишей. Даже не запачкался.




Отмылись, посмеялись с того, что в радиусе 1 км было 4 объезда этого места (это я узнал у местного наблюдателя) и через несколько минут мы в следующем лагере. Опять разворачиваем весь наш арсенал шатров-стульев-сковородок и готовимся ужинать…
 
День второй
Утром, как обычно брифинг, туда отправляем посланцев от нашей команды, которые смогли встать в 8 утра, а остальная часть команды готовит завтрак, просыпается и умывается.
 
Треки и точки получены, загружены, можно ехать. Через 2 часа, упаковав лагерь, выезжаем. Опять почти 11-ть. Квест, естественно, мы забросили, поняв, что даже смотровые точки не все успеваем «взять». Едем сразу на трек. По пути был небольшой бродик, какие-то холмы, на которые оргии предупредили не заезжать, ибо очень круто и опасно. Подъехав к ним, не я не смог удержаться от соблазна проверить свой длиннобаз на таком подъеме. Пониженная передача и на холостых машина спокойно закатывается на холм. Подъем действительно крутоват, но т.к. сухо, то проблем не было.



Спуск с него был также интересным. Менее опытные экспедиционеры из соседних команд смотрели на это с открытыми ртами, но мы дружно решили, что это детский уклон. У нас есть и круче. И я с легкостью с него спустился. Правда на понижайке. Но ничего страшного, опять же, не было.



Дальше была дорога вдоль Дона по верхам, красивые виды, поселочек какой-то с небольшой колейной дорожкой, в одном месте даже с грязью! Но это нас никак не впечатлило. Хотя папа Миши немного поджиповал, пытаясь повиснуть на брюхе, но обездвижиться не получилось. Пополнили запасы питьевой воды:



Наш путь лежал в женский монастырь в Костомарове. Я, будучи человеком нерелигиозным, не проявлял сильного интереса к таким местам с точки зрения религии, но образ жизни монахинь, постройки и места, где все это стояло, меня очень интересовали. На входе на всех, кто непристойно одет, одевали вот такие забавные одежды: на женщин балахон, мужикам выдавали юбку!



Меня же пропустили в длинных шортах и носках со шлепками. Редкое безвкусие – носки со шлепками, но это была проба сохранить ноги в более-менее чистом виде. Ибо дорожная пыль на голые ноги с первого дня мне не понравилась. Ноги были очень грязными. В итоге я прошел как есть (видимо носки вкупе с длинными шортами создали видимость брюк), на Лоцмана нацепили зачетную юбку ☺



Опять пещерные храмы и упоминания о монахах, строивших их неимоверными усилиями. Меня как-то это не убеждало… Ну зачем, скажите мне, монахам, уходящим от мирской суеты, заниматься «шахтерством» с кирочкой, лопатой и носилками в руках. Ну ведь титанический труд. Причем по рассказам, монахов собиралось для образования места – 10 – 20 человек. А ведь надо было вести еще и хозяйство, кормиться и молиться… В общем разгадка этого ребуса открылась для меня через несколько дней. Но об этом чуть позже…
 
Затем наш путь проходил через «слегка заросшую лесную дорогу, которой пару лет никто не пользовался». Подъезжая к въезду в лес, увидели возвращающиеся экипажи. Сказали, что проезда нет. Мы решили проверить. Подъехали и увидели наших земляков на УАЗах. Они искали объезды и вообще разведывали дорогу. У меня в машине лежала бензопила, но пилиться одной пилой, прокладывая путь 10-ти машинам было как-то не комильфо. Подъехали еще Белорусы и славная боевая (как потом выяснилось) команда с красным Патрулем.
 
Мы спросили, есть ли у них бензопилы. Получив утвердительный ответ, предложили совместно пропилить дорогу. Команды приняли наше предложение и мы в 3 пилы поперли вперед. Дорожка не то что бы заросла. Было много завалов. В 3 пилы и еще 3 парами рук они расчищались так быстро, что фотограф (Мишин папа) не успевал за ними бежать.
 
УАЗы, не став ждать пока мы расстанемся с решением пилить, погнали через лес напролом. Надо было видеть глаза остальных участников. Они за малым не выпали!!! Там, где наши 2 УАЗа прошли без пилы, мы пилили дорогу около получаса. Причем по их следам мы не могли проехать. Такое ощущение, что УАЗы сжимались в узких местах и перепрыгивали через лежащие полуметровые деревья ☺



После леса вышли к реке, пообедали, отдохнули и двинулись дальше. Хотелось искупаться. Но пока было негде. Где-то впереди была точка «городской пляж», но по времени уже не успевали, поэтому направление взяли на точку ночевки. По пути заехали на точку – красивейший меловой утес. Попробовали подойти к самому краю – стало страшно. Но мы не из робких! Заодно и пометили место…



На спуске с холмов в цивилизацию видим анапский Сурф и питеркий Кайрон. У Сурфа проблема – машина просто не заводится. Ребята, мягко говоря, начинают унывать. Второй день экспедиции, фиг знает где от дома и машина не движется… Встаем рядом, идем помогать. По симптомам – глючит сигналка. Ибо после тряски сигналка что-то пикала, потом машина заглохла… Что делать? Сигналка вообще там хитрая: ключ нужен только для идентификации владельца. Запуска мотора происходит кнопкой! Т.е. сигналка заведует всем. Ярик, не долго думая, разбирает пол морды Сурфа, в надежде добраться до сигналки. Что он с ней будет делать – пока не ясно. Т.к. документов на сигналку у Вадима (водитель Сурфа) нет, как она работает – не понятно. Но тем не менее – вот такая картина:



Тут Ярик просит померить напругу на АКБ. А до «минуса» не добраться – там такая хитрая заглушка стоит, какая должна стоять на «плюсе». В итоге я меряю «плюс» и массу на кузов. Ноль!!! Нет контакта вообще. В другое место – ноль! Тут я понимаю, что что-то тут не так. Доковырялся до «минуса» АКБ – показывает что-то в районе «под 13». Оказалось, от тряски масса слетела с АКБ! Прикрутили на место – машина ожила! Радости анапчан не было предела. Им уже было пофиг на разобранный салон – главное мотор ожил. Все заработало! В общем оставили мы их собирать салон с договором встретиться в лагере. Так и не дали Ярику доломать сигналку ☺
 
Ну и, как обычно, в числе последних, мы приехали в лагерь… Вечером сходили к анапско-питерскому экипажу в гости, Миша провел лекцию про «вред курения и пользе лыж», а именно про колеса, какие надо и что делать не надо ☺ В итоге договорились, что УАЗ рулит по-любому, и пошли спать ☺
 
День третий
Традиционно треки, плотный завтрак, сбор лагеря 2 часа… Выезд в «почти 11»… Пришло понимание, что такими темпами мы так и не сможем просматривать все путевые точки, предложенные организаторами. Начали «фильтровать» достопримечательности.
 
Этот день мы выбрали «природным», оставив только природные достопримечательности. Впереди ждали пещеры, дорога вдоль Дона под горой, и всякие подобные красивости. Самое запоминающееся – пещера. Видимо, природного происхождения, но здорово «доработанная» человеком. Там и арки, и ходы большие, и зал большой… Искали ее долго. Оказалась под горой и почти заброшена. Вход постепенно засыпается.



В общем добрались до лагеря опять поздно, разведав отличную срезку по полевым дорогам. Красивые бескрайние возделываемые поля! Подсолнечник, пшеница и еще что-то… И это все до горизонта, впечатляет!
 
Стало понятно, что бездорожья не будет. Ему тут неоткуда взяться. К тому же погода стояла сухая, дождь не обещался… Решили просто любоваться просторами, красотами и наслаждаться приятными вечерами в дружеской компании. Этому также способствовали 6 бутылок настойки на хрене (хреновки) и вполне комфортные условия в нашем лагере. Причем я хотел взять всего 4 (и то на всякий случай), но Лоцман сказал, что меньше, чем с 6-тью бутылками меня с собой не возьмут ☺ Забегая вперед, скажу, что он оказался прав. Все-таки опыт – великая сила!
 
продолжение следует...
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.