О нас

История "4х4 Краснодар"


Тема покорения бездорожья в нашем крае родилась очень давно. Пожалуй никто не будет спорить, что началась она ровно тогда, когда к уже существовавшему бездорожью нашлись достойные покорители. Былинные истории из нашей древности, когда богатыри скакали по три дня и три ночи, становятся вполне реальными, когда вспоминаешь сколько времени уходило и порой уходит сейчас на преодоление какого-нибудь непростого пути. Развитие науки и техники не только не думало ставить точку в теме преодоления бездорожья и достижения поставленной цели, но и с каждым разом делало этот процесс всё более увлекательным. Там где раньше человек пешком или на лошади проходил за день, теперь на полноприводной технике (в первую очередь это машины с колёсной формулой 4х4) можно было ехать несколько дней и ещё и не доехать. Процесс движения был настолько увлекателен, что именовался не иначе как «рубиться». Обладая минимальным техническим оснащением (порой это были только трос и лопата), джиперы особо почитали в процессе рубилова пройти ранее непокорённый маршрут, открыть новую дорогу.


Как и в любом мужественном увлечении, вместе с темой покорения бездорожья, в процессе передачи между джиперами рассказов о том кто, насколько далеко и быстро – возникли объективные предпосылки к соревновательному процессу. Известная нам история кубанских трофи-рейдов (гонок по бездорожью) началась в 2003 году с «Февральских окон» (г. Майкоп), «Змейковских водопадов» (г. Сочи) и «Маркхотского хребта» (г. Новороссийск). Стоит отметить, что в то время сетевые коммуникации между джиперами были крайне неразвиты, всё общение происходило лицом к лицу, информация передавалась из уст в уста. Джиперы, живущие по соседству знали друга друга и дружба между ними была такой же большой как и деревья в то время. Соответственно соблюдение правил в соревнованиях основывалось на личной честности каждого, а сами правила были очень простыми и устными. Неотъемлемой частью каждой гонки были последующие эвакуация и непременное застолье, укреплявшие дружбу ещё больше. Слухи о гонках и спортивный дух по воздуху быстро распространялся на весь край. Вслед за первыми трофи-рейдами появились джип-триал, проводимый в окрестностях Краснодара группой «Барс 4х4», трофи-рейд «Пилигрим-трофи» в Геленджике и ещё одна жесткая гонка в Новороссийске – «Папай трофи», проводимая клубом «Маркхот 4х4». Приехать на финиш в «Папае» почиталось среди джиперов очень достойным результатом.


Так как информация о соревнованиях распространялась в основном сарафанным радио, в гонках практически не было случайных людей – все участники были джиперами, которыми в свою очередь не рождались, а становились. Человек, проходя маршрутом инициации, через преодоление себя, познание природы и собственной техники превращался в джипера. В Краснодарском крае и для Кубанской (северная часть Главного Кавказского Хребта) и для Морской стороны (южная часть Главного Кавказского Хребта, побережье) маршрутом инициации являлась дорога в Новосадовый. Посёлок Новосадовый был образован в 1960-е годы при зоне, основная автомобильная дорога длинной 25 километров шла из посёлка Нового. В конце 1980-х годов зона была закрыта, а её сотрудники и часть ГУИН, обеспечивающая охрану была расформирована. С этого момента поселок постепенно превратился в сталкеровское место. Большинство жителей уехало. Дороги ведущие к Новосадовому заросли, а мосты, ни кем не ремонтируемые - разрушились, став частью лесного пейзажа. Став труднодоступным, при этом сохранив уникальную энергетику, находясь на перекрёстке пяти дорог – посёлок-призрак стал джиперской меккой. Казавшиеся простыми, дороги тем не менее давались далеко не каждому покорителю и порой не с первого раза. Причиной тому – треугольник Пшадской аномалии, образованный горой Папай, Дубом и Зоной. Для многих путь обратно становился ещё большим испытанием, чем путь в посёлок. Из Новосадового возвращались джиперами, на всё жизнь сохраняя яркие незабываемые впечатления. Равнодушных к Новосадовому не оставалось. В гостях у главы и хранителя истории посёлка – Профессора Данилевича побывало также и много видных политических деятелей и представителей шоу-бизнеса. Все посетители Папайского клуба отмечали необычайную энергетику местности, а многие лично столкнулись с метафизическими проявлениями Пшадской аномалии.


Время не стояло на месте, совершенствовалась техника, копились опыт и мудрость. Интернет-технологии становились всё более и более доступными населению, и сетевое пространство стремительно заполнялось пользователями, повсеместно возникают сайты различных тематических направлений. Один из крупнейших региональных форумов – Кубань.ру посещают сотни тысяч человек в день. Внедорожная тематика довольно специфична тем, что связана как раз с отсутствием цивилизации. И тем не менее современное информационное обеспечение также необходимо как и, например, рыбакам или охотникам. К концу 2005 года становится очевидно, что любителям бездорожья нужен собственный тематический ресурс. В то время пожалуй единственной формой групповых социальных коммуникаций в сети являлись форумы и чаты. Пройдя нехитрую регистрацию, пользователи получали возможность принимать участие в существующих обсуждениях (темы / топики), так и открывать свои, обращаясь к аудитории всего форума. 19-го декабря 2005 года создаётся первый в своём роде общий внедорожный ресурс в нашем регионе – «4х4 Краснодар». Создатель ресурса, Евгений «КЕЕ» настраивает форум и тем самым даёт начало первой фазы активного развития внедорожного движения в новейшей истории нашего края – фазы объединения. Форум активно пополняется новыми форумчанами, которые принимают активнейшее участие в обсуждениях. Люди договариваются о совместных выездах, знакомятся, встречаются – крепнет и ширится внедорожное сообщество. Уже в 2006 году среди пользователей форума возникает идея о создании внедорожного клуба «Скиф 4х4» и один из первых, яркий запоминающийся проект «Пианино-трофи» - экспедиция в посёлок Новосадовый с целью доставки в хозяйство Профессора Данилевича музыкального инструмента пианино. Успешное проведённое мероприятие попало в сюжет на телеканале RTVi (всемирный спутниковый телеканал для русскоязычной аудитории), а форум ещё долго гудел в обмене фото-видео материалами между пользователями. В том же 2006 том году в конце октября проводится первое крупное GPS-ориентирование «Собер-Баш 2006» (впоследствии ставшее суточным) и в декабре клуб обретает форму НОО (некоммерческой общественной организации). В 2007 году стартует серия «Кубок Скиф 4х4» а также проводится первая многодневная трофи-экспедиция «Северный Кавказ 2007».


Стремительно пройдя фазу начальной всеобъединяющей эйфории, внедорожное сообщество очень быстро подходит к следующему этапу своего развития. К концу 2007 года становится очевидным, что без жесткой дисциплины, серьёзного финансирования и материально-технического обеспечения, без чёткого разделения труда и планомерного выполнения поставленных задач проекты клуба обречены так и остаться на уровне стихийных броуновских совместных поездок. В декабре 2007 года клуб «Скиф 4х4» преобразовывается из НОО в ООО «Внедорожный клуб Скиф 4х4», наступает непростой период в судьбе внедорожного сообщества Кубани. Руководство новой организации со старым названием открывает собственный ресурс http://skif4x4.ru/, и начинает развитие своих проектов на собственной информационной площадке. Часть пользователей, участвуя в клубных проектах уходит на новый ресурс, остальные сохраняя верность традициям «4х4 Краснодар», остаются. Скоро в сообществе формируется новый коллектив по организации и проведению спортивных и развлекательных мероприятий – внедорожное товарищество «Off-road Krasnodar» (ORK).


За 2008-2010 года клуб «Скиф 4х4» проводит титаническую работу. По спортивному направлению развивается «Кубок Скиф 4х4», проводятся этапы Кубка РАФ ЮФО, отборочные этапы Кубка России по трофи-рейдам. По неспортивному направлению развивается и крепнет трофи-экспедиция «Северный Кавказ», проводятся многочисленные неспортивные мероприятия. Внедорожное товарищество «ORK» не обладая необходимым уровнем материально-технического обеспечения и самоорганизации проводит несколько гонок, один из этапов «Чемпионата Юга России» и основное внимание уделяет неспортивным мероприятиям в формате ХДП (хорошие дружеские покатушки). Подавляющее большинство участников высоко оценило мероприятия «ORK». Апофеозом деятельности клуба «Скиф 4х4» можно смело считать проведение Финала Кубка России по трофи-рейдам 2011 года в Геленджике. Благодаря усилиям клуба «Пилигрим» под руководством Андрея Васильевича Борблика, Финал в Геленджике получился пожалуй самым жарким. Впервые обладателями Кубка России по трофи-рейдам становятся спортсмены из Краснодарского края Алексей Богодистов и Дмитрий Петросян.


В конце 2011 года основатель и владелец ресурса Евгений «КЕЕ» передаёт «4х4 Краснодар» под управление новой инициативной группы под руководством Андрея Пазычева «135». В начале 2012 года «4х4 Краснодар» обновляет дизайн а также на главном домене запускается новостная лента. Начинается возрождение «4х4 Краснодара» и внедорожного сообщества. В конце 2012 года в рамках автомобильной федерации Краснодарского края (ККФА) усилиями руководителя федерации Валерия Котлярова и группы активистов создаётся Комитет внедорожных видов автоспорта и проводится первый Открытый Чемпионат Краснодарского края по трофи-рейдам. Продолжая соблюдать принципы равного доступа к информационной площадке, «4х4 Краснодар» обеспечивает информационную и организационную поддержку также и другим мероприятиям, проходящим в крае и соседних регионах. При непосредственном участии внедорожного Комитета создаётся и проводится серия отборочных этапов Кубка России по Северо-Кавказскому региону в 2011 году, а в 2012 к клубу «КЧР 4х4» под рукодством Лепшокова Батыра подключаются друзья из Кабардино-Балкарского клуба «Барс Эль 4х4» под руководством Ахмата Токлуева. Балкарцы блестяще проводят трофи-рейд «Голубые Озёра 2012» в очередной раз показывая глубину и величие кавказского гостеприимства. Планомерная работа восстанавливает утраченные ранее связи с Ростовскими джиперами из клуба «Протектор 4х4». При наличии собственных информационных ресурсов организаторов, «4х4 Краснодар» стимулирует посещение читателями официальных страниц и обсуждений путём публикации ссылок на непосредственно официальные ресурсы в анонсах, календаре и обсуждениях на форуме. Информационное обеспечение позволяет раздвинуть горизонты и наши любители бездорожья колесят по горам Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии, Карельским просторам, окрестностям Байкала, Армении, Турции, Грузии, Азербайджану, Абхазии, Крымскому полуострову. Наши джиперы участвуют в трофи-экспедициях «Волок», внедорожных фестивалях «Ледниковый период» и «Зори Кавказа». Кубанские спортсмены принимают участие в соревнованиях за рубежом (Алексей Богодистов с Дмитрием Петросяном и Владимиром Котельниковым принимают участие в гонке «Хорватия Трофи»)



В 2012 году Пиньковский Алексей и Зейтунян Вячеслав побеждают в категории ТР3 в уникальном международном трофи-марафоне «Ладога», в том же году они также побеждают и в Кубке России по трофи-рейдам, выполнив по факту норматив МС. благодаря усилиям местного Комитета по внедорожным видам автоспорта и руководителя ККФА Валерия Котлярова удаётся выполнить на местном уровне процедуры по представлению экипажа к присуждению спортивного разряда КМС по автоспорту. Завязавшийся после Финала Кубка России 2011 контакт с Липецкой командой «Honduras motorsport» перерастает в тесное взаимодействие, образуется практически целое южное отделение «Honduras». Липецк оказывает огромную помощь в развитии спортивного направления на Юге России предоставляя свои технологии по строительству техники, приглашая спортсменов для участия в этапах Чемпионата России, международных трофи-рейдах «Ладога» и «Вепсский лес». В свою очередь Комитет внедорожных дисциплин (КВД ККФА) оказывает кубанским спортсменам посильную помощь в подготовке и участии в зональных отборочных этапах Кубка России, «Ладоге», Финалах Кубка России по трофи-рейдам 2012 и 2013, прошедших в Костромской области и городе Урюпинске соответственно.


В 2013-том, юбилейном для трофи-рейдов году, благодаря совместным усилиям Комитета и организаторам этапов (клубам «Майкоп Off road», «Маркхот», «Пилигрим») удаётся побить рекорд численности участников как отдельно в этапах, так и в серии в целом (более 90 участников в трофи-рейдах «Февральские окна 2013» и «Папай трофи 2013» и более 70-ти экипажей в Чемпионате). В неспортивных мероприятиях (хороших дружеских покатушках), проводимых внедорожным товариществом «ORK» при традиционной информационной поддержке «4х4 Краснодар» количество участников впервые на Кубани превышает 250 человек.



В марте 2014 года на «4х4 Краснодар» проводится крупномасштабное обновление программного обеспечения, запускается новый функционал, обеспечивающий участникам ещё более удобный и широкий доступ к аудитории и ресурсам.