Былое. Наше первое путешествие по Кавказу, 2009 год.

Блог Sakira
Все описываемые события проходили в сентябре-октябре 2009 года
Нашла свой отчет тех лет.
Предисловие. К тому моменту мы уже пару раз выезжали в горы нашего региона, и даже были в Новосадовом в гостях у Данилевича) И ничего, что через Пшаду, главное то, что были. Принимали участие в «Шоколадном триале» и «Весеннем обострении» )) И вот захотелось расширить географию поездок, получить другие впечатления и эмоции.

С чего все начиналось.
Отпуск. Муж давно ждал этого радостного события. В планах у него было посетить Пятигорск, поселок Юцу и «Мекку парапланеризма» – гору Джуцу, чтобы поучиться там обрабатывать потоки и прочую ерунду (на мой скромный взгляд). Я, как правильная жена, решила сопровождать мужа. У меня возникла очень верная и правильная мысль (как я убедилась потом) – купить путевку в санаторий, благо их в округе пос. Юца навалом (и Пятигорск, и Кисловодск, и Железноводск находятся практически на одинаковом расстоянии). Но эту верную мысль я отогнала почему то. Подумав, что санатории пусть ждут нас на пенсии, а сейчас мы молоды, веселы, бодры и прочее )) Собирались мы долго. Мне было дано право упаковывать нашу Нивку, поэтому я набрала много «нужных и полезных» вещей. Загружались мы 1 час…
И вот мы в пути. Дорога до Пятигорска заняла у нас 6 часов. Приехали мы уже в начале 6 вечера, по пути на Гору встретив машину с парапланеристами, которые сказали нам, что опоздали мы буквально на полтора часа… но у нас то две недели впереди, успеем. Было поздно, ставить палатку нам было лень, на горе были вагончики с топчанами и мы поселились в одном из домиков. Домики оказались мышиными, так я их прозвала, потому как постоянные и многочисленные обитатели сих строений были мыши… Спали мы в спальниках (мыши, кстати, тоже лезли спать на спальник), света в тех местах нет, был газовый баллон, так что кое-какая цивилизация присутствовала. Погода была нелетная, поэтому разгрузив Нивку и взяв пассажиров мы поехали в Пятигорск. Естественно, мы посетили знаменитый провал.

поющую беседку

Музей насекомых, потом посетили ванны, даже приняли сероводородные (не зря же мы на курорте-то, да и помыться с дороги не мешало)
По вечерам я фотографировала ночной Пятигорск, который был как на ладони.

а днем — дневной

Ну и Сергея, который пару раз спустился

На 4 день, так и не дождавшись погоды, мы сорвались и поехали в Чегемское ущелье, где находится еще один парадром. Само Чегемское ущелье меня поразило, красота! Чегемские водопады – это отдельная история. К сожалению мы не успели подняться еще выше к водопадам.

Далее мы поехали по горной, проселочной дороге…ехали-ехали, пока не наткнулись на такой указатель, который поверг моего мужа в восторг))

в общем, поселились мы в ущелье… рядом с парадромом…
наше комфортабельное жилье:)

Красота там такая. На следующий день, после нашего приезда, случилась прекрасная погода (кстати, хорошая, ясная погода из 11 дней отпуска была всего три дня, все остальное время было туманно, дождливо, пасмурно и холодно). Муж в тот день летал 2,5 часа, пока не замерз )
А я… Я гуляла, залезла на эти вот скалы, обошла их (на это я решилась потому, что второй раз я бы туда не поднялась)

Так увлеклась фотографированием, время быстро пролетело. Вдруг слышу голос… вроде я одна там, откуда голос? А голос мне и говорит: «Вниз собираешься? Обедать будем?» Это муж стал летать вокруг и загонять меня вниз.

В этих горах такое ощущение, что ты букашка, ничто по сравнению с горами.
В следующие дни был туман, дождь, но погода тем не менее была летная, так что муж летал в тумане, а я гуляла по горам (посетила противоположенный склон)

Так уникальный рельеф, который позволяет летать каждый день, хоть недолго, но можно.

Суслики. Сусликов там до фига, если не больше. Они, гады, резвятся, бегают, прыгают, но позировать отказываются )

Барбарис Барбариса там тоже много(как и сусликов :D ) он уже созрел, был кисленьким, но вкусненьким, муж все переживал, что не может его собрать и привезти, а главное, не знает, что из него можно сделать

Так мы там провели 4 дня. Но, как говорится, труба зовет! и мы тронулись в дальнейший путь. Дорога наша пролегала через ущелье, в г. Былым. Погода была туманная и всех красот той местности мы не увидели. Вообще, это путешествие у нас попало на сезон туманов, что несколько уменьшило доступные виды.

Выехав на трассу, мы угодили в руки Кабардино-Балкарских ГИБДДшников. Это отдельная история. Ехали, мы значит, ехали, по дороге, и вот на пути у нас стадо коров :D, навстречу тоже ехала машина, так что мы чуть-чуть объехали коров и видимо наехали на сплошную… вот за нее то нас и остановили. Как сказал ГИБДДшник моему мужу: «У вашей машины (показывая на Нивку) корова на встречке»… грозил лишением прав, муж только и успел сказать, прижимая ладонь к груди: «Путешествуем, денег нет». Дальше переговоры вела я. ГИБДДшник написал на бланке протокола(!) цифру 3, я говорю, чего это -3. Он дописывает: т. Короче, хотел 3 тыс с нас… Чего я там говорила, не помню, но я от этих 3 т отняла 2,5 ) на том и порешили. Отдали 500 рэ, забрали документы и поехали. Поехали мы в Азау, посмотреть на Эльбрус.
Приехали в 10 вечера, поселились в отеле (о, чудо! душ! тепло! телевизор!), да еще и администратор компенсировала нам 500 р от стоимости номера после моего рассказа про встречу с полицией, посетовав, что так они всех туристов распугают, а утром отправились на канатке вверх, в поисках Эльбруса. Канатка довезла нас до станции «Мир», дальше она не работала, а мы увидели окошко в облаках, сквозь него проблескивало голубое-голубое небо и мы решили пешком подняться до «Бочек», может быть там мы увидим Эльбрус? Поднялись…
собственно «Бочки». Как вы понимаете, Эльбрус мы не увидели

Снег валит так, что ничего не было видно. Мы зашли в столовую туристическую, где нас любезно угостили чаем, посмотрели на туристов-японцев, в каких то курточках на «рыбьем» меху (они радостно ели борщ и снимали друг друга на видео за этим занятием). Я предположила, что эти тонюсенькие японские курточки в сто раз теплее наших. Мы поехали вниз.
Долина Азау.

Спустились на канатке и поехали дальше. В чудное место (как муж прочитал в инете) Джылы-Суу… В Тырныаузе сворачиваем с трассы и ищем нужный нам проезд. Пришлось немного покружить, пока попали туда, куда надо.
Джылы-Суу — это термальные источники, где под открытым небом можно принимать ванны. Ехали туда мы долго и все по горной дороге, из людей нам встречались лишь браконьеры и чабаны, а так же стада коров и отары овец. Места настолько дикие, что прям мурашки по коже от того, что понимаешь, что ты там один.
Там красиво, когда нет тумана, но мы опять ехали в тумане, поэтому редкие проблески были для нас радостью.

Я, честно говоря, думала, что мы никогда не доедем и просто замерзнем в этих горах и нас съедят волки(
Но мы доехали. Место это хоть и отдаленное, но заср@нное, в буквальном смысле.Там есть вагончики(мы в одном поселились), со светом, хотя в нем казалось холоднее, чем на улице.Так вот у каждого вагончика есть свой туалет. Люди приезжают, выкапывают яму, пленкой это дело оббивают и туалет готов. Туалетов там больше, чем вагончиков. Мусор везде валяется, жуть. Муж предположил, что на людей так действуют минеральные воды, вернее на их ЖКТ, что они не успевают добежать до туалета и приходится свои делать.

Селились мы уже в сумерках. Ничего толком не видно. К нам подошли люди из большой машины, в камуфляже и спросили, нужна ли нам помощь, предложили газ, кипяток. Направили нас к вагончикам.
Утром осмотрелись. Красиво, но Эльбрус, который, по словам местных: «Вот прям вот тут стоит!» опять нам не показался. Прогулялись к водопадам.

Муж спросил у аборигенов: а где же горячие источники? На что ему ответили: ну как горячие… тепленькие… Оказалось, что там где то 20 градусов, в этих источниках. Вот сама родоновая ванна.

И что вы думаете? мы с мужем полезли в эту ванну. Когда на улице было где-то плюс 4-5 градусов, а вода может 18-20, мы полезли. Там я узнала, что такое «пупырышные мурашки» Выдержали мы где то минут 5 (хотя казалось, что сидим уже час) Как мы не заболели, не знаю, потому как ни раздевалки, ничего, напоминающего цивилизацию там нет. В общем, искупались и поехали дальше, но не обратной дорогой, а другой — в Кисловодск. Трека не было, пришлось ехать по карте и советам местных.

Туман «перебирается» из долины в долину.

Мы опять заехали в Юцу, посетили Гору. Погода была опять не летная, мы собрали шиповника и боярышника, коего там в изобилии.
Зато в Юце (Пятигорск), на следующий день, муж будит меня и говорит, пошли на Эльбрус смотреть. Я не поверила, но встала, мы проехали по горе на машине и вот, что увидели

Кавказский хребет

Собрав шиповник, не знаю сколько кг, мы рванули в Архыз. Через Карачаевск.
Эльбрус, как бы извиняясь, что так долго нам не показывался, представал все в более чудных видах. Я была потрясена его величественностью и возвышенностью над остальными горами Кавказского хребта.

Солнце очень быстро уходило за горизонт, а до Архыза нам еще ехать и ехать. В поселок мы въехали в темноте и это в первый раз. С трудом нашли где поселиться. Это был пансионат «Энергетик» по указателю. А утром, в 8.50 мы уже рванули в Софийскую долину, к Софийским водопадам.
Архыз.
На траве уже иней по утрам, но с восходом солнца все преображается.

Там пограничная зона, но если посещение одним днем, то пограничники только записывают данные паспорта и все. До 19.00 надо вернуться.
Мы доехали до ледниковой фермы.

Позавтракав на полянке, усыпанной крокусами, мы пошли к водопадам.

Потом ррешили дойти до снежников, а там и подняться через перевал у нас получилось. Вид открылся потрясающий

София. Ледник и водопады.

Мы прошлись по гребню и спустились к машине. Было 17.00. пора домой. После этих слов наша машина сама тронулась вниз, хотя до этого простояла весь день. Анекдот) И в 11 вечера мы были уже в Краснодаре. Отпуск сократили на 3 дня ( не посетили еще Домбай и в Архызе некоторые места), муж сказал, что он устал от переездов, так что у нас все еще впереди!
****
С того года все изменилось, мы много раз бывали в КБР, в Архызе, изменились пограничные зоны. На Азау мы ездим кататься на лыжах и любуемся Эльбрусом из кафе на горе.Чегем стал очень популярным и такого, что наша палатка там стоит в одиночестве, уже нет. Но все равно то, первое наше путешествие по Кавказу, влюбило нас в те места и навсегда останется первым путешествием.