КЧР-КБР-РСО-Алания 2015 (Наш Кавказ Часть 1)

Блог umrnet
Одни спрашивают, живем ли мы вообще дома! Другие, говорят везет же вам «у вас так много отпусков»:)
Друзья, в этом году в первый раз за всю жизнь, я отгулял 28 законных календарных дней, до этого, отпуска были значительно короче.
Первую часть отпуска мы потратили на Закавказье, а вторую посвятили данной поездке.
Мы остаемся дома только в 2 случаях: когда болеем и если нет денег на бензин:) Путешествия это наш стиль и образ жизни.
И так приступим.

Решился на эксперимент: скинув силовик и лебедку, проведя плановое ТО, готов к поездке на 100%.
Температурный режим с родным бампером полностью пришел в норму. Думал ехать вообще без бампера, но в итоге прикрутил его на 3 самореза.

День 1 (09.08.15)

Старт из Краснодара в 5-30, полного баллона газа хватило до Курджинова, здесь на АГЗС мне заправили 52 литра газа в 50 литровый баллон, ну и фиг с ним, зато газ стоит 16-50.
На Росснефти залили полный бак и 20 литровую канистру и погнали в сторону Учкекена.
Конечно же, канистра немного протекла из под крышки и мы знатно надышались парами бензина.
Перед поездкой я консультировался с ребятами на форуме nedoprivodu.net, подготовил треки и карты. Так же договорился встретиться с Игорем из Кисловодска возле Учкекена и вместе подняться на плато и гору Бермамыт. Собственно, большую часть информационной поддержки, я получил от него как в личке на драйве так и в соответствующей теме на недоприводе.

Мы опаздывали, на перевал Гум-Баши вышел только в 11-30.
Перевал Гум-Баши
Перевал красивый, остановились на минутку на смотровой площадке. Дорога постоянно в гору, хороший асфальт.
И тут в первый раз за эту поездку, видим его! Эльбрус! «вид с другой стороны перевала»

В Учкукен я приехал в 12-30, Игорь меня уже устал ждать. Быстро знакомимся и в путь. Попутчики приехали на чероке 3.7 двиг, резина вроде как мт кордиант.
От Учкекена сразу поворачиваем в сторону Бермамыта.
Далее мы едем на г.Шапка откуда открывается отличный вид на близ лежащие горы и водохранилище.
на г.Шапка

Спускаясь с Шапки мы двигаемся вниз в Гришкину балку , спуск очень крутой, есть пару неприятных мест, но если аккуратно, то все проходимо. Доехав до ровной площадки паркуем машины
Гришкина Балка
и спускаемся вниз по тропе, вскоре подходим к сталактитовой пещере. Пещера интересна тем, что с потолка льётся сотни струй и не намочившись пройти не получиться, вход сразу ведет в большой зал, дальше мы не пошли , хотя видел еще один лаз. Есть второй выход из пещеры, но он выводит на падающий сверху водопад, зрелище красивое. Выйдя из пещеры, через 20 метров находится тот самый водопад, вода жутко холодная.
Водопад возле пещеры под г.Шапка
Через 10 минут мы вернулись к машинам, поднялись назад без проблем, я даже удивился, думал меня придется чирку тянуть. На этой местности я сразу понял, что задняя 100% блока может сыграть злую шутку, ландшафт состоит практически из одних камней, работать газом нужно очень аккуратно, на первой пониженной козлит и буксует , а второй не хватает, нужен небольшой разгон.
Следующая остановка это старинные менгиры (узкие, вертикальные камни), так сказать место силы. В основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков. Конечно они более распространены по миру чем наши дольмены, но тем ни менее, потрогать эти старинные штуковины было интересно.
на фоне Менгиров

Эти камни являются ориентиром , от них дорога уходит вправо на Бермамыт и идет параллельно ЛЭП. Дорога представляет собой грунт вперемешку с камнями, и не представляет сложности пока сухо. Через 30 минут мы выезжаем на плато и первая остановка у “двух манахов” это огромные каменные статуи.

Вид просто шикарный, Эльбрус и весь ГКХ как на ладони, через 300 метров скальные обвалы, которые местные называют амфитеатром , т.к разрушения привели к похожей структуре.
Через 200 метров вершина г. Большой Бермамыт, высота 2592 н.у.м (соки, чипсы все, что могло надуться- по вздувалось)
Бермамыт

У нас в планах была первая ночевка именно здесь, но были нюансы:
1) Игорь с экипажем по любому уезжает в Кисловодск.
2) Облачно, не можем понять будут ли осадки
3) Одной машиной спускаться даже в Учкекен после дождя , удовольствие то еще.
Принимаем решение спускаться в Хасаут вместе.

Последний взгляд на Эль!

Спуск достаточно интересный есть 2 небольшие засады , но по сухому не представляют сложностей. Подниматься я бы не стал даже в сухую погоду.
Спустились быстро, за полтора часа. Выехали в долину нарзанов, первый нарзан находится не далеко от Хасаута, бьет из под земли достаточно вкусный, но не сильно минерализованный. Время 18-00, нам нужно искать место ночевки, решили проехать по долине в сторону замка. По словам Игоря это здание построено в 30-40 годы, выглядит и правда как маленький замок, сейчас он заброшен. Набрав воды с серебряного источника (большая концентрация серебра, в меру газированная) и пару бутылок нарзана, который здесь бьет на каждом шагу решили ехать вверх на обсерваторию, нам это место предложил Игорь, уже темнело и нужно было срочно найти место для ночлега. Приехав на вверх, мы посмотрели еще пару минут на Эль, как стемнело. Пока мы ставили палатку, ребята накрыли стол и накормили нас. Поболтав еще пол часика мы попрощались и экипаж чирка уехал домой, в Кисловодск, это еще 18 километров в низ по серпантину.
Было ветрено и очень холодно, вот так закончился наш первый день отпуска.

День 2 (10.08.15)

Проснувшись в 4 утра, я вылез из палатки было еще темно, молодой месяц с миллионами звезд обрамляли небосвод. Подождав минут 20, начался рассвет. Я давно хотел на рассвете сфотографировать Эльбрус, как раз погода идеальная, но я не умею пользоваться фотоаппаратом, штатив не доставал, в общем как смог так и сфотографировал. Получилась фигня. Жена выползла из палатки и сообщила мне, что у нее температура 38,5:( Но вылезла именно в тот момент, когда лучи солнца на горе были под правильным углом, и нафига я мерз целый час:)
Вид на Эльбрус с обсерватории
Закинулась парацетомолом и завалилась спать, я же шарился по окрестностям еще 4 часа. В 9 мы созвонились с Игорем и попросили чтобы он нас отвез в аптеку и на газовую заправку в Кисловодске. Спустившись вниз и встретившись и Игорем , мы купили лекарства, заправились и заодно купил тормозные колодки, т.к на таких спусках машина переставала нормально тормозить. Пусть лежат в запасе. В 11 попрощавшись с Игорем мы двинули на Джилы-Су. 60 километров серпантина и подъема прошли за 3 часа, 1\3 пути ехал на 4 пониженной, жара стояла дикая, но машина не грелась и медленно, но уверенно карабкалась вверх. Нужно отметить, что дорога отличная, асфальт лучше чем в городах, много легковушек, которые более уверенно заезжают на вверх.
по дороге на Джилы-Су (КБР)
Дорога очень красивая и панорамы отвлекают от рулежки.
Приехав в Джилы-Су в 3 часа, мы проехали через открытый шлагбаум в самый конец , припарковали машину и пошли искать место под палатку, мне говорили, что людей здесь много, но я не ожидал, что их настолько много. Местные сюда приезжают на неделю и больше, в отпуск, как у нас на море северяне. Место под палатку мы не нашли, а ставить палатку впритык к другим отдыхающим не хотелось. Спустившись на километр вниз мы нашли место не далеко от тропы на печеночный источник. Вокруг пусто, только позже встала группа туристов , которая ловила аклимуху перед восхождением.
лагерь в Джилы-Су
Натянув тент, жена уснула, стало уже понятно, что эта ангина. Панорамы просто обалденные, но что-то в этом месте меня отталкивало, наверное количество людей. Не привык я видеть в горах такие толпы. Вскоре дагестанская пузотерка, которая поднималась с источника, начала буксовать и пылить на всю округу, часа 2 они пытались сами ее вытолкать, без вариантов. Позже подошли ко мне, но я отказал т.к тент был привязан к машине и будить жену я не собирался. В итоге они нашли патрика, который не мог их достать, сперва он не мог включить пониженную, а потом все тросы рвались, я им дал динамку и шаклы, сразу вытащили. Гуляя по округе, фотографировал сусликов и окрестности.
Суслик
На этом весь день и закончился, поужинали и спать.

День 3 (11.08.15)

У нас в планах было 2 ночи на Джилы-Су, но из-за отсутствия деревьев и самочувствия жены, решено было сваливать. Мы так и не сходили на поляну Эмануэля, каменные грибы и немецкий аэродром, решили в следующий раз это сделать.
У нас были 2 варианта: Все таки попробовать прорваться через гору Сирх на поляну Эмануэля и заночевать; или через несколько перевалов попасть в Баксанское ущелье на Тырныауз.
Но как гласит первый закон джипера “не ездить в епеня одной машиной” мы подумали, что не лучший вариант карабкаться когда штурман занемог, да и блока на этой местности разочаровывала, больше мешала, все таки принудиловка лучший вариант для экспедиционного автомобиля. На счет второго варианта мне крайне советовали не соваться одной машиной.

Собрав лагерь, мы пошли на водопад Султан, мимо нарзановых источников. Время купания в лечебных ваннах, строго регламентировано. Женское время с 8 до 13, мужское с 13 до 17 часов, после общее:) Я человек не очень брезгливый и воду пил из луж и суп где вместо мяса икра лягушек:) находился долгое время в антисанитарных условиях, в общем привыкший к минимальному «комфорту»
Но даже я не смог бы себе позволить такое купание!
Нарзановая ванна Джилы-Су
Девушка в шляпе понимает это, но верит, что вся зараза пройдет мимо нее:)
Украдкой сфотографировав коллективное купание, мы быстро проскочили по тропе дальше, чтобы не быть битыми камнями:)
У меня не очень бурная фантазия, но мозг принудительно давал мне картинки как (всевозможные грибки, хламидии, трихомонады и прочие прелести пируют в этом аквариуме) где на одном квадратном метре стоят 5 человек. В общем такое купание для истинных эстетов.
И очередь жаждущих лечебного омовения, стоит прям над бассейном, грозно цокая смотрят на купающихся, в надежде, что освободится местечко и для них в этой теплой жиже.
Проходя нарзанные источники, возле каждого на камнях написано их целебное свойство, например (почки, печень, глаза и.т.д) Вода приятная на вкус, но много такой не выпьешь. Вообще считаю, что эта тема с целебными свойствами чудо воды, сильно преувеличена. И нездоровый коллективизм преобладает над разумом, и люди, как стадо ходит к «гадалкам, колдунам, знахарям, святым источникам» и прочим фетишам современной и модной эзотерики. В надежде познать непознанное и вылечить неизлечимое.
Сам водопад о-о-очень впечатляет, он на столько мощный, что подойти в плотную очень трудно, и опасно. С 40 метров вместе с тоннами воды летят и камни, встать под струю невозможно, просто расплющит.
Водопад Султан
Этот водопад «река Малка, в своих верховьях называемая Кызылкол, которая берет свое начало в леднике Уллу-Чиран. Упав на землю, мощный поток бежит дальше, соединяясь в месте выхода теплых нарзанов с рекой Биржанлы-Су.»
Погуляв возле водопада, мы направились к машине и немного спустились вниз, в районе моста стоит шлагбаум, бросаем машину и идем в сторону водопада Эмир, путь от шлагбаума до водопада занимает 20 минут. Хорошо натоптанная тропа быстро приводит к Эмиру.
водопад Эмир
Ракурс немного неудачный, мы не стали к нему спускаться, а сфотографировали с тропы. Эмир тоже впечатляет, огромный, мощный, шумный водопад. Оставив супругу в тени деревьев т.к температура продолжала долбить, я побежал посмотреть на самый мощный и тяжелый печеночный источник. Пройдя дальше по тропе минут 10 и переправившись через реку по деревянному мостику я набрал немного этой воды. Что сказать, она просто отвратительная, если нарзаны и серебряную воду еще можно пить и даже пытаться из нее готовить, то здесь без вариантов, сразу скажу провозили мы эту воду еще неделю и вылили так и не попив:)

В общем или страх или холодный рассудок победили, мы поехали по асфальту. Спустились достаточно быстро , колодки дымили, на тахометре при спусках на 5 пониженной обороты достигали 5000. Приехав на место предыдущей ночевки, мы не стали спускаться в Кисловодск, а решили срезать по гравийке в сторону Каменомостского через Кичмалку. Предварительно пообедав и набрав холодной воды из серебряного источника в долине нарзанов.
Нарзановая долина

Первые 20 километров гравийки прошли быстро, дорога отличная, дальше была заправка в Малке, посещение аптеки и мы вырулили на трассу, и позже в сторону Адыр-Су . Проехав Верхний Баксан, мы поняли , что на подъемник в Уллу-Тау мы уже не попадаем, через час будет темно и поехали на Чегетскую поляну. В гостинице Чегет, дешевых номеров не оказалось, были только по 2000р, я подошел к подъемнику и снял номер в гостинице Людмила за 1000р. Номер нормальный , только нет телевизора и холодильника, но нам это и не нужно. Поужинали шорпой и хычинами, кстати балкарские хычины, мне совсем не нравятся, они похожи на блины, карачаевские самые классные, но здесь дело вкуса. На поляне пусто, людей мало, но подъемник на Чегет работает, 500р с человека до самого верха. Мы отказались от ненужных трат.

День 4 (12.08.15)

Проснувшись в 9 утра, решили не куда не ехать, а оклематься , продлили на сутки номер.
Обедали пловом и пивом, взяли очередной пивной трофей , этикетку пива Высота 5642. Пиво вкусное, но его всегда мало:)
трофеи
После обеда пошли в лес и набрали черники литровую банку, собирать задолбались, уже на выходе увидели огромный плакат о запрете сбора ягод и трав в национальном парке Приэльбрусья.
Купили снова пива, полюбовались на горы и завалились спать в номер, жена выздоравливает, погода портится.
В окрестностях г.Чегет
Завтра снимаемся с якоря.
Продолжение — Часть 2
7 комментариев
TAR
Как всегда классно! Вова, а трек писали?
umrnet
Трек есть, выложу его в последней части.
01 регион
Вот сколько по Гум-Баши езжу, а Эль видно было только 1 раз:) Вам повезло) Я, кстати, тоже никак не могу себя уговорить залезть в нарзанную ванну. Хотя ранним утром можно попасть на полное отсутствие людей. После прочтения отчета узнала, что мы, оказывается, нарушали… Землянику в нац.парке с куста трескали. Эх! Володя, душу вынимаешь! :)))
Sakira
мы на источниках были в конце сентября, утром купались одни...)
umrnet
Видимо август не лучший месяц для купания:)
Sakira
ну, как сказать… купанием сложно назвать… срывался снежок… и мы узнали, что такое пупырышные мурашки)))
kozaka
прочитал на одном дыхании, здорово, молодцы, тоже хочу!!!