Архыз — Софийские озера и водопады.

Блог umrnet
Давно планировали данный маршрут, и вот погода по прогнозам хорошая, едем!
Нитка маршрута:Ледниковая ферма — оз. Айматлы — Джагалы — оз. Большое Софийское -оз. Малое Софийское — оз. Верхняя запятая — вдп. Гоммеш-Чат — оз. Нижняя запятая — Ледниковая Ферма
Решил ради эксперимента пригласить джиперов, отозвались 2 экипажа Вихтер79 (Виктор и Татьяна +2 ребенка) и xoka (Олег и Виктория) и давний мой приятель (турист) Олег.
Договорились встретиться на Ледниковой Ферме, я выехал поздно, после обеда. Сел АКБ, пока прикурили, докупили продуктов, в общем опаздывал.
По дороге ничего примечательного не было, свернув после Архыза по указателю на Таулу, мы выехали на условное бездорожье, дорога хорошая, ну кочки конечно есть, но в целом проходима для любого автомобиля. Километров через 7 после первого брода через Софию по деревянному мосту, дорога немного портится и здесь уже стихия кроссоверов и джипов. Правда мне кажется, что и классика аккуратно сможет проехать если будет сухо.
по руслу Софии
Кричал в рацию, но ответа не слышал, когда связь все же появилась, то понял, что мы уже подъезжаем к месту назначения. Часть пути, примерно метров 400 нужно ехать по воде, вечером воды было достаточно много, примерно по ступицу ниве, но больших камней нет, поэтому этот участок можно проскочить не сбавляя скорости. В сумерках мы переезжаем последний брод и нас встречает Олег (xoka), мы приехали последние, ребята уже разбили лагерь и готовились к ужину. Олег приехал на Hyundai ix35, а Виктор на ниве 2121.
Выйдя из машины, сразу переоделись, было холодно, но безветренно. Познакомились, поужинали, обговорили нюансы и легли спать в начале 11. Виктор и Татьяна с детворой решили идти на Софийские водопады, на а все остальные по ранее намеченному плану.
Встав в субботу в 5 утра, позавтракав и собрав штурмовые рюкзаки прыгнули в машину и поехали к точке старта, от поляны это примерно 3,5км. Моя машина показывала температуру 3 градуса, а Олега 5, порешили, что на самом деле 4:) вся зелень была покрыта толстым слоем инея.
Окончательно проснуться нас заставил первый брод через Софию, воды с утра значительно меньше чем вечером, чуть выше колена, но зато какой бодряк…
брод через Софию
В общем на тропе мы были в 7 утра, сразу начался подъем, шли медленно, кого-то мутило, кто-то просто не мог поймать дыхание. Тропа слонячая, вид на противоположный хребет Софийской долины интересный, по нему интересно наблюдать на сколько ты поднялся, вскоре автомобильная дорога казалась тонкой белой ниточкой которая извивается в долине. Останавливались на отдых довольно часто, в 9 уже солнце шпарило во всю, и мы намазались защитным кремом, один черт он мне не помогает.
Поднимаясь параллельно притоку Софии р.Кашха-Эчни, истоки которого находятся в озере Айматлы-Джагалы, мы наблюдали водопады и вскоре вышли на первое из 6 озер.
озеро Айматлы-Джагалы
Озеро Айматлы-Джагалы расположено на высоте 2404 метра, по мнению А.В. Твердого название этого озера переводится с карачаевского как «Берег-Аймата»
Озеро красивое, прозрачное как слеза, небольшая рябь на воде из-за многочисленных ручейков не помешала увидеть отражение соседних гор.
На озере проводим минут 15 и идем дальше. Тропа набирает все более крутой угол, но идется нормально.
подъем в сторону Большого Софийского озера
Тут, меня посещает мысль, уже не в первый раз. У меня складывается впечатление, что наличие полноценного рюкзака при ходьбе по такому рельефу не сильно то и тормозит. У меня что налегке средняя скорость 1,5км\ч, что в полной загрузке. По пути проходим еще одно безымянное озерцо.

Через полтора часа приходим к Большому Софийскому озеру, вау! Озеро уже открыто полностью, только небольшие снежники все еще не растаяли. Озеро окружено стенами массива Кёль-Баши.
Высота озера по данным разных источников варьируется, в сети я нашел несколько вариантов 2811 и 2830 и 2832 н.у.м. Максимальная глубина 17 метров. Вообще июль самое озерное время, есть еще контраст с зеленью, небом и снежниками.
Больщое Софийское озеро
Время 12, пора обедать. Жрачки как всегда набрали много, а есть то особо и не хочется, пока кипятили воду, двое отважных добровольцев я и Олег (хока) решили искупаться. Водичка мягко говоря освежает, не знаю как зимой на крещение при купании в проруби, но здесь когда ныряешь сперва ничего не чувствуешь, но уже через секунду твое тело обжигает холод, выбравшись на берег ты весь горишь, как будто тысячи иголок воткнули в тело, классное ощущение, но злоупотреблять не стоит. В такой воде, человек выдержит пару минут, потом шок от переохлаждения и тю-тю. Второй раз нырять не стали, но жена уронила очки с большого камня, и мне пришлось опять заходить в воду и доставать их.
Купание в Софийском озере
В это время мы увидели группу на юге, которая ликовала на перевале Иркиз. Ну а нам нужно на север в долину реки Гаммеш-Чат.
Занимаемся популяризацией активного отдыха:)
А ты! Хочешь с нами?:)
Через 10 минут мы проходили мимо малого Софийского озера, оно не так впечатляет как первое, но полагаю с перевала Иркиз будет смотреться вполне гармонично.
Спустя 40 минут, проходим мимо г.Пештера (3010м-по другим источникам немного ниже) и вышли на озеро Верхняя запятая, сверху озеро очень симпатичное и действительно напоминает запятую. Сзади была София во всей красе.
Озеро Верхняя Запятая и гора Пештера
Высота озера составляет 2230м, чтобы к нему спуститься нужно достаточно много сбросить, спускались минут 30. Еще до спуска сбегали на перемычку посмотреть как поднимаются на вершину, с юга не вариант, только с севера по крупной осыпи. Я с женой решили сбегать, ребята остались на озере. Но пройдя 1/4 подъема, посмотрели на небо и время, решили не идти, уже третий час, и облака потихоньку кучкуются, да и не одни мы, а ждать нас придется минимум 1,5 часа. Решили на вершину зайти в следующий раз, но будем идти по другому маршруту. В общем мы быстро вернулись и начали сваливать в долину Гаммеш-Чат. Меня Света Ansv и Алюха Маршева предупреждали, что спуск в эту долину противный, Света предложила как вариант свалиться от Верхней запятой прямо в аккурат к месту брода через Софию, но тропы там нет и я не решился вести народ в этом направлении и на голосовании приняли решение, смотреть 6 озеро Нижняя запятая и сваливать вниз по тропе. Спуск очень крутой, идти нужно аккуратно, к этому времени супруга уже хромала на левую ногу и в этом походе замещала меня по части инвалидности (обычно у меня колено стреляет, но на 2-3 день) примерно посередине спуска открывается вид на шикарный водопад (Гаммеш-Чат), который падает с Софийского хребта.
Водопад Гоммеш-Чат
Спустившись к озеру мы не нашли в нем ничего такого, ради чего можно на нем остановиться, вполне посредственное. Вот с высоты оно смотрится гораздо красивее.
озеро нижняя Запятая
К нам подошла пара туристов и поинтересовалась, не видели мы случайно их товарища который ломанулся вверх на Софийские озера, время 17-00, они беспокоились, что он блуканул и бегали по склонам его искали. По нормальной тропе он не пошел, мы его не видели, видимо ушел как-то верхами. Не знаю, чем это закончилось, но надеюсь, что парень успел уйти вниз и не словил холодную ночевку.
От озера продолжался этот нудный спуск, среди зарослей рододендрона, борщевика и крапивы.
Спуск в долину Софии
В итоге, в сосновнике мы вышли на хорошую тропу и спокойно спустились вниз. Через Софию мы переправлялись через поваленные бревна. На дороге были ровно в 18-00. До машины нужно было пройти еще 3 километра, но мы остановили местную таблетку и она нас подбросила. Правда чуть кишки не выплюнули от тряски:))
На бухлобусе
Приехав в лагерь, мы узнали, что Виктор, Татьяна и Назар с Евдокией сходили на Софийские водопады, вышли в 10 пришли в 16-00. Дети просто умнички, 3 летний Назар протопал все без проблем. И вообще они меня удивили, спокойные такие детишки, сразу видно, что к походной жизни привычные:)
Наш лагерь
Еще фишка этого похода-пиво! Я всегда в горах мечтаю о бутылочке, естественно это всегда мечты, а тут после ходового дня спокойно купили в ларьке карачаевское, вот это день! Мечта, а не поход:)) В 10 уже все ушли спать. Было прохладно и очень звездное небо.
Судя по моему треку:
За день прошли 15 км, набор высоты 1322 метра, 10 ходовых часов, средняя скорость 1,5км\ч
Есть сомнения по поводу набора высоты, я заранее просматривал маршрут у мня выходило немного меньше.

Встав в 7 утра, начали собираться, позавтракали, по запихивали вещи в рюкзаки, палатку оставили сохнуть. Попрощались с ребятами и двинулись на Софийские водопады. Шли вразвалочку, спешить не нужно. Через час мы были у водопадов, никого нет, кроме двух черкесов которые принимали водные процедуры. Минут 30 мы тусили возле водопадов, даже увидели локальную радугу, которая находилась в купеле водопада. Сам водопад впечатляет, особенно если отойти от него метров на 100-150.
Софийский водопад
Съев по шоколадке, начали спуск. И тут потянулся нам на встречу нескончаемый поток туристов (матрасников)их привезли местные на таблетках. Как хорошо, что мы пораньше вышли. Я не знаю сколько их было, но явно больше 100 человек.
Собрав лагерь, убрав остатки мусора мы в 14-00 выдвинулись домой, по пути пообедали в Архызе хычинами и домбайским пивом.
За пару часов до этого, как мне стало позже известно, в 6 километрах от Ледниковой фермы, лег на бок краснодарский уазик, поднимали его шишигой и там образовалась приличная пробка, экипаж вроде не пострадал.
Выехав с Архыза мне на хвост упали 2 крузака, я не пойму что им нужно, обгону не препятствую, лечу как птица, километров 80:). Почти не сбавляя скорости выезжаю на гравийный участок дороги и обдаю их облаком пыли и мелким гравием, вижу моргают, ну я на обочину и выхожу из машины, а на встречу мне Лоцман и компания, где бы мы еще встретились:)
У ребят был свой маршрут по КБР, перекинулись парой слов и разъехались.
За Псебаем, натырили немного кукурузы в полях:) Дома были в 21-00.
Вот такие выдались выходные, всем огромное спасибо за компанию, было круто, весело и интересно!
Надеюсь вам тоже понравилось!
Бюджет поездки составил 1400 рублей на человека (это без пива и хычинов)
Трек похода можно скачать ЗДЕСЬ
Трек на Софийские водопады ЗДЕСЬ
P.S
Из негатива. Большое софийское озеро очень «засрано» в районе большого камня, очень много туристического мусора. Есть мысль сходить еще раз на озеро, все убрать, думаю человек 10 смогут вынести весь мусор и вернуться через перевал Иркиз. Если кто поддержит инициативу, будем рады поучаствовать и организовать Софийский субботник.
Теперь думаем о Загеданских и Муруджинских озерах. Кто хочет похудеть минимум на 2кг?:))
2 комментария
Novice
Молодцы. Пиши еще, мы все читаем и смотрим с удовольствием.
Вставать в 5-ть это, конечно, жестко.:-)
umrnet
Жестко это в 2 и 3, а в 5 это нормально, в 4 уже светло:)