Экспедиция Вокруг Черного моря

Статьи

Бюджет Путешествия
страховка взр — 1500 р./чел.
автостраховка зеленая карта — 3000 р.
виза болгария — 2230 р./чел.
топливо — 34775 р. (1ТС, 2500 турбо-дизель)
остальные расходы всего — 53665 р. (жильё, еда, штрафы, налоги, паромы, дороги)
ИТОГО: 98900 р.
 
Статистика
Общая
Путь всего: 8719 км
Одометр: 25473-34192
Даты: 09-21.03.2011
Расходы на топливо: 34775,14 руб
Литраж: 866,26 л
Средняя цена: 3,99 руб/км
Расход топлива (мин/сред/макс): 8,29/9,94/14,89 л/100
Цена топлива (мин/макс): 12,15/65,51 р/л
 
Цены на топливо по маршруту следования
Краснодарский край: 19,80 р
Ростовская область: 23,50 р
Ставропольский край: 20,75 р
Чечня: 13 р (не заправлялись)
Дагестан: от 16 р (не заправлялись)
Дагестан приграничный район: 20 р
Азербайджан: 0,45 манат (12,15 рублей)
Грузия: не заправлялись не помню -(. Если найду на фото — добавлю
Турция: 3,22 — 3,72 лиры (56-65 р)
Болгария: 2,50 лев (50 р)
Румыния: не заправлялись не помню
Молдова: -) не заправлялись не видели страну
Украина: 9 гривен (32 р)
 
Расход топлива по маршруту следования
Краснодарский край: 13/100 (100-140 не вынимая, сильный ветер)
Ростовская область: 14/100 (100-140 не вынимая, сильный ветер)
Ставропольский край, Чечня, Дагестан: 11/100 (Чечня местами очень медленно)
Азербайджан: 8,75/100 (100-120)
Грузия: 8,66/100 (100-110)
Турция от Грузии до Курдистана: 9,51/100 (100-140, местами 2-3 передачи, серпантины сочи отдыхает)
Турция юго-восток: 9,79/100 (100-140)
Турция запад:  8,29/100 (100)
Болгария: 9,34/100 (100-110)
Румыния, Украина до Одессы: 9,27 (100 румыния, до измаила 20-40)
Украина от Одессы на выход: 10,25/100 (100-140 не вынимая)
 
Профиль движения
Для удобства восприятия, время в профиле везде указано московское (UTC+3)
Переходы между часовыми поясами указаны новой строчкой.
 
UTC+3 (MSK)
 
9.03.11
14:00 Краснодар — 0 км.
17:35 Ростов-на-Дону (на выход) 275 км.
20:50 Армавир 565 км.
22:34 М29 виадук на Буденновск 743 км.
 
10.03.11
00:03 Новопавловск 830 км.
01:14 Моздок 914 км.
03:30 Грозный 1019 км.
05:55 Махачкала 1219 км.
08:20 КПП Дагестан 1389 км.
08:40 КПП Азербайджан 1390 км.
UTC+4 (AZST)
10:07 Азербайджан 1390 км.
13:05 Сумгаит 1567 км.
13:30 Баку 1590 км.
22:50 КПП Qazax 2119 км.
23:50 КПП Красный мост 2119 км.
? Тбилиси 2190 км.
Первая ночёвка в SKIP Hotel
 
11.03.11
08:50 выехали из отеля
09:30 позавтракали в ресторане соседней гостиницы
11:19 Тбилиси (на выход) 2197 км.
17:11 Батуми 2545 км. короткая остановка
? КПП Грузия 2572 км. быстро
? КПП Турция 2572 км. долго
UTC+2 (EET)
19:47 Турция 2573 км.
20:30 Hopa 2591 км. короткая остановка, ужин, обмен валюты. начались серпантины
22:44 Borçka 2631 км.
22:53 Artvin 2658 км.
 
12.03.11
03:10 Erzurum 2820 км.
Вторая ночёвка, Ukreti Hotel
09:02 выехали из отеля
11:20 потусили и позавтракали
12:19 Erzurum (на выход) 2840 км.
19:00 ужин 3224 км.
? Nysaybin 3385 км.
Третья ночёвка Hotel Turistik
 
13.03.11
09:28 выехали из отеля и позавтракали в заведении напротив.
10:04 КПП Турция 3388 км. отказ в пересечении границы Сирией.
13:52 Birecik 3696 км. Красивая панорама через Евфрат (Fırat) назад на город
15:00 Gaziantep 3755 км. осмотр и контрольная закупка
Четвёртая ночёвка в Burak hotel
 
14.03.11
09:45 позавтракали и выехали из отеля 3776 км
09:55 нашли консульство Сирии
10:15 все сложно, визы не получили. едем дальше.
15:10 крепость Yilankale 3953 км. бесплатно
21:04 Anamur 4290 км ужин
 
15.03.11
09:22 Efes 4957 км осмотр древнего города, завтрак-обед
19:15 Çanakkale 5300 км
21:15 ночёвка-бичёвка на берегу Эгейского моря, Эдремит Корфез
 
16.03.11
? Утро, завтрак, снялись с ночёвки
12:37 Çardak 5469 км паром
13:16 Gelibolu 5471 км вышли с парома
обед на заправке Shell
18:04 Istanbul 5721 км встали в пробку
21:15 5782 км вернулись в исторический центр города (туда мост обратно паром), остановились, пошли пешком искать отель.
21:40 нашли Hostel Big Apple. вселились
22:00 поужинали
 
17.03.11
? встали, завтрак, выселились из отеля, оставили машину при отеле, ушли пешком храм Софии, Голубая Мечеть, рынок
? выехали из Стамбула
21:30 Edirne контрольная закупка в супермаркете перед переходом.
21:46 Kapikule — КПП Турция 6057 км
22:07 КПП Болгария 6059 км
22:36 Болгария 6060 км
23:17 АЗС Лукоил 6104 км  покупка виньетки
 
18.03.11
02:02 Пловдив? км нашли отель, заселились
осмотр местных достопримечательностей
14:29 Пловдив на выход? км.
18:32 закончили Банковский монастырь и крепость Асенова 6260 км
20:40 София 6424 км
 
19.03.11
00:07 Мемориальный комплекс В.Левский 6486 км
01:03 Капровщица супер гостиница, комната с камином.
? завтрак рядом в ресторане, осмотр местных музеев и выход в сторону Велико Тырново
15:55 г.Шипко, мемориальный комплекс 6660 км
? Велико Тырново? км
20:21 Русе 6845 км
? КПП Болгария 6855 км мост через Дунай
22:13 КПП Румыния
22:30  Румыния? км
? Бухарест? км
 
20.03.11
03:40 КПП Румыния 7195 км
03:45 КПП Молдавия 7197 км
04:17 Молдавия
04:17 КПП Молдавия+КПП Украина
? Украина долго, парили мозг
? Белогород-Днестровский, осмотр крепости
12:30 Одесса 7580 км обед, парк
19:56 Херсон 7830 км, супермаркет
 
21.03.11
01:45 КПП Украина? км
02:15 КПП Россия
UTC+3 (MSK)
02:22 Россия
04:04 Ростов-на-Дону 8432 км
05:30 Ростов-на-Дону на выход? км
? Краснодар? км
 
Впечатления
 
9.03.2011 — День первый
 
Выход на позицию.
После мжд плюс последние приготовления привели к тому, что отъезд из Краснодара затянулся до обеда. Так как на тот момент паспорта с визами были ещё в Ростове, то начинать круг нашего путешествия мы выдвинулись в Ростов. Погода была сухая, относительно тёплая и ветренная. На всём протяжении до Ростова дул сильный боковой ветер в результате чего стояли пылевые облака, местами дорогу перебегали поля (образовывались небольшие торосы из верхнего почвенного слоя), деревья. Все птицы, которые были в воздухе, летели строго по направлению ветра но с разной скоростью. Те кто летел лицом по направлению ветра — летели быстрее, те кто был против ветра — летели медленее, были такие, которые шли пешком по направлению против ветра.
В общем выход как выход, ничего особенного. Забрали паспорта, забрали уехавший в Ростов с прошлой поездки инвертор (спасибо ростовчанам, организовали подвоз инвертора и нам не пришлось колесить по городу) и встали непосредственно на курс. Курс наш лежал вокруг Чёрного Моря по часовой стрелке. Так как получение грузинских виз оказалось для нас слишком проблематичным, и круг наш ещё до старта получался «по большому радиусу» то мы изначально решили ехать по возможности широко и далеко и к самому Чёрному Морю не приближаться.
 
Марш бросок.
Ввиду ограниченности по времени, было решено первую ночёвку сделать в Тбилисси а там далее по ситуации. Соответственно первые 18 часов были довольно скупы на турвпечатления и онлайновые отчеты домой больше походили на статистику.
Ночь нас застала ещё в Краснодарском крае, мы с расходом около 15 литров на сто боролись с продолжающимся боковым ветром. В 21:17 мы выехали из КК в Ставропольский край, в 00:07 после новопавловска выехали из 26 в 07, через 40 минут пересекли границу КБР — РСО Алания и ещё через полчаса пройдя Моздок, въехали в 95 регион. Два часа по снегопаду, дождю и минусовой температуре, при полном приводе пробираясь по обледеневшему перевалу через не очень большие снеговые торосы и мы в Грозном. Навигационная система (в это путешествие выбрали систему Garmin) по одним из последних «дорог России» вывела нас на улицу, очень напоминавшую Елисейские Поля. Чистота, роскошь, обилие света, гирлянды на деревьях, богатые витрины, в общем проспект на 5 с плюсом. Венчал всё это великолепие, как и положено  Елисейским, роскошный комплекс на котором было написало «Дом приёмов Правительства Чеченской Республики». Навигатор очень хотел чтобы мы проехали прямо сквозь него, но люди на каждом перекрестке всем своим видом однозначно говорили что ехать нам надо не по навигатору а по знакам. Уточнив дорогу на Хасав-Юрт у «местного», выслушав раз двадцать «пересчет маршрута», попрощавшись с этим великолепием мы двинули на Дагестан. Пройдя КПМ Хасав-Юрт в 4:32, через три с половиной часа мы приступили к переходу границы РФ в сторону Азербайджана.
Ничего особенного по первым _____ км за плечами сказать не можем. Было немного темно, местами скользко, великолепно, необычно, местами казалось что дорога кончалась но потом появлялась вновь. После ухода с М29 в канале наступила полная тишина вплоть до границы с Азербайджаном.
 
10.03.2011 — День второй

КПП Дагестан
Накануне в жёлтых новостях наперебой твердили про какую-то адскую очередь длинной в три дня. Сначала пугали что «для всех», потом уточняли что «только для фур», в общем трубили все наперебой лишь бы хоть как-то выбиться из общего гвалта журналюг и обратить на себя (своё издание) внимание…
На деле же медленно объехав очередь из фур длинной меньше километра, мы выехали на площадку непосредственно перед КПП. Так как знаки отсутствовали и было не совсем понятно куда ехать чтобы уехать, остановились приглядеться. Тут же подошли посредники, которые попросили за свои услуги по пересечению границы 4000 рублей. Как водится в таких случаях, прграничные продавцы воздуха и мнимой уверенности всячески торопили и старались не дать подумать. Я уверил их что мы обязательно вернёмся и воспользуемся столько типовым предложением, вот только сначала осмотримся. Заняв очередь перед воротами на территорию КПП мы получаем более дешевое предложение — 500 рублей за заезд «следующим». Очереди было по сути две — первая (в которой стояли мы) из четырёх машин и вторая, в которой стояло всего 1-2 машины но которая постоянно пополнялась (когда открывались ворота КПП, машины заезжали исключительно из второй очереди). Посмотрев на всё это великолепие мы решили воспользоваться услугой «следующие». Передача денег и нас сразу же пропустили в движущуюся очередь и мы встали перед шлагбаумом. Вокруг приграничная суета и галдеж. Сзади в нашу движущуюся очередь паркуют какую-то четвёрку, которая слегка тыкается мне в задний бампер (проскочила мысль хорошо что и бампер железный и фаркоп я не снял) 10ка, заехавшая на территорию КПП перед нами, подвергается первому осмотру, оказывается что в багажнике вполне комфортно вместе с вещами на корточках вполне комфортно размещается еще два человека, они здороваются с пограничником, осмотр заканчивается и машина проезжает рентгеновские мониторы… Поступает предложение доп услуги «лояльная проверка на таможне» за 1000 рублей. Дорого, торгуюсь, говорю что турист и пустой и не боюсь шмона, предлагаю 500. Посредник сокрушается, пытается приподнять до 600, но потом, взглянув на номера, соглашается на 500. Как только мы заканчиваем с покупкой доп услуги, ворота открываются и нас запускают на территорию КПП. Довольно быстрый паспортный контроль. Пассажира отправляют «с личными вещами на пешеходный переход». Пассажирам лучше всего ходить вообще без вещей, если есть средства связи, их лучше иметь с собой. У нас была пара станций 433Мгц, что позволило переходить границы достаточно комфортно. После паспортного переезжаю на следующую кабинку таможни. Какие-то регистрационные действия с машиной, спаниель пачкает ноги лазия по кузову, потом вытирает их в салоне и на этом осмотр машины заканчивается. Через полчаса мы были уже на нейтральной территории.
 
КПП Азербайджан
Нейтралка, как впрочем и везде представляет собой естественные декорации к Fallout. С пяток фур, две газели и штуки три легковые стоят перед шлагбаумом. У дальнобоя отдельная очередь, газели, как известно, категория В, идут в легково-автобусной очереди (привет специалистам Украинской державнотаможенной). Движения не происходит. Выйдя на разведку, получаю информацию — сейчас будет пересменка часа на два, 1000 рублей заехать до пересменки. Сбиваю цену до 700, заезжаю первый из всей толпы. Толпа в форме напоминает старую труппу театра, которая играет в данный момент французских легионеров. Приходит какой-то высокий ростом, одетый по гражданке в пальто и кепку с шерстью, начальник. Все форменные по очереди сначала отдают ему честь, затем здороваются за руку. Процесс невозможно наблюдать ез улыбки, так как по непонятным причинам (то-ли форма очень жесткая или количество суставных соединений в скелете сокращено минимум вдвое) количество и направление сгибательных движений у людей в форме очень ограничено. После ритуала приветствия форменные становятся на построение. Сразу вспоминается эпизод из фильма «орел девятого легиона», когда сын полководца принимает командование остатками легиона. На построении начальник даёт какие-то важные установки, легионеры внимательно слушают. После офиц. части, по команде разойдись, образовывается 3 кружка, которые по очереди общаются с человеком в волосатой кепке. За мной на территории КПП стоят в очереди все остальные легковые и газели. Я понимаю что лажанулся с покупкой услуги за 700 рублей -).
Небольшое представление «пересменка» заканчивается и нами начинают заниматься. Пассажира не отсылают, паспортный и таможню проходим вместе. Сначала таможня. Собак нет, есть несколько специально обученных человек, в осенней спортивной одежде, которые лазиют по багажнику, салону, пока легионер в форме общается со мной. Затем оформление в здании ниже. Там группа заступивших в смену легионеров, за компьютерами, в очках, занимаются оформлением всех (фуры, легковые, автобусы). Отдельный человек по страховке. Я обращаю внимание что у меня транзит. Оформление немного отличается и у меня не забирают техпаспорт. Покупаю местную осаго (зеленая карта не канает) и с пакетом документов бегу на паспортный контроль обратно к машине. Пограничник проверяет паспорта, ставит штампы, фоткает нас «веб-камерой» и четыре часа спустя мы завершаем пересечение канадской границы. Сагол как говорится этому цирку с конями… за каждый переход Азербайджанского КПП можно давать ГСССР.
 
Азербайджан
Первая мысль от просмотра пустынных пейзажей и не очень богато выглядящих построек: «дрова тут наверно по золотым ценам торгуются..». Чем дальше от границы, тем лучшего качества становятся дороги и если в Кубе (нп Quba недалеко от границы) они еще похожи на Краснодар, то выйдя на бакинскую магистраль булки можно расслабить и переключиться на торговлю лицом по сторонам -). Необычно ощущаются информационно указательные знаки в формате 3D. Временами слева недалеко появляется Каспий, но съехать к воде не тривиал и мы мчим без остановок. Местные дубасят на все деньги, шахты режут сплошными и выходят на встречку имея в своём направлении три полосы + целый ряд в осевой. Смотрится непривычно, тело рефлекторно вздрагивает на сплошную -). На дороге очень разношерстная толпа, новые пассаты, старые маки, тазы в различных формах и реинкарнациях. Все едут в меру своих сил и возможностей быстро, некоторые к тому же ещё и горячо. Населенные пункты сбрасывают до 80 — местами 90. За спиной Сумгаит, Баку, до «канадской границы» остаётся 350 км и я попадаюсь на первый за 1700 км штраф. Где-то за знаком 50 стояла камера и радостно изводила плёнку на проезжающих мимо. Через километр-два на посту УРХ всех радостно принимают и разводят по углам. Разговор начался с арт-подготовки. «Как без прав дальше поедете?» — спрашивает урховец в шапке ушанке и с сединой на висках. Отвечаю что у меня ещё одни есть. «Хм, но ваши всё-равно придут домой не раньше чем через два месяца» — уже неуверенно пытается набить себе цену продаван. Понимаю что чистый развод, что в принципе можно пойти на цирк с конём и посмотреть как же он будет забирать ВУ чужой страны… но тело настолько устало, что напавшая на каждую клеточку тела вязкая лень приказывает «сходить по варианту деда урховца». Повеселев, должностное лицо сообщает что штраф не просто можно а даже нужно оплатить на месте в размере 70 монат. Узнав что у меня до сих пор нет из местной нац. валюты, урховец просит закрыть дверь и тоном тише сообщает что может взять рублями в количестве 3000 р. Лень разрешает мозгу прикинуть «сумму по курсу» и через секунду говорит моим голосом «полторы не больше, у нас принято на месте 50%». Немного поцокав языками, понаклоняв головы и поделав страшно морщинистые лбы, мы с урховцем сходимся на 2000 р. Выйдя с поста, обращаю внимание что из всех 5-6 машин, встрявших по данному вопросу, я отстрелялся первым. едем дальше. Ночью проезжаем Гянджу (Ganja). Навигатор ведёт куда-то в темноту и мы попадаем на строящийся хайвей. Будет не менее четырёх полос в каждую сторону а пока это очень широкая гравийка с мега-ямами вместо мостов -). Едем километров 5-7, справа вдалеке едут все остальные по асфальту. Упираемся в «мешок».  Справа/слева насыпи, прямо ров, все «сооружения» с размахом -). За рвом видно невооруженным глазом пост УРХ, АЗС и трасса. Повертев ксенон-глазом, довольно быстро выясняем диспозицию, находим неприметный ночью выезд на насыпь и далее объезд рва, мимо поста выскакиваем на асфальт, до «канадской границы» 90 км. Начался дождь. Глиняно-непонятноизчего месиво качественно прилипает к стеклам, хорошей завесой висит в воздухе над дорогой. Вкупе с отсутствием точного целеуказания на КПП «Красный Мост» это приводит к тому, что в одиночку безопасно ехать можно не более 60-70, но удачно подворачивается фура с грузинскими номерами в попутном направлении. Скорее всего она едет туда же куда и мы. Цепляемся на хвоста и комфортно дубасим 90-100 в кильватере. Километров за пять до КПП фура уходит на отстой а мы далее уже по чутью едем в направлении КПП.
 
КПП Азербайджан
Время 21:46 MSK, на территорию КПП въехали без приключений, легковой очереди практически нет. На паспортном контроле пограничник на очень плохом русском (не скрывая лицевого огорчения от того, что приходится напрягаться) стандартно начинает знакомиться (откудакудазачемитдитп). Далее также с трудом и еле понятно сообщает что надо предварительно разрегистрировать транзит зарегистрированный на въезде. Для этого надо идти в здание, искать нужное окно. Далее внезапно не только для себя но и для меня он переходит на вполне нормальный русский и говорит что найти это окно я вряд-ли смогу и он может решить все вопросы по телефону за деньги (сумму не назвал). Я говорю что пойду схожу а если не найду то вернусь и радостно воспользуюсь его предложением. Расположение строений на КПП примерно такое же как и на въезде, поэтому я без труда нахожу путь в зал где за тремя витринными окнами сидит труппа большого азербайджанского театра «Таможня». Представление идёт полным ходом. Разношерстный дальнобой кто мытьём кто катаньем кто измором пытается взять границу… По ту сторону окон, за компьютерами сидит человек 10, между столами ходит режиссёр в костюме тройке без галстука, с элегантными очками в руках и очень красиво поставленными движениями выполняет свою роль. Сначала он заглядывает через плечо одному из оформлялов, затем делает паузу «взгляд в себя», потом медленно поднимает взгляд в толпу дальнобоя, из месива и гвалта которой он орлиным взглядом выцепляет именно того, чей материал сейчас лежит на столе у оформляла, еле заметным движением бровей он задаёт вопрос водиле. В это время водила пытается не только переорать толпу, но и выпрыгнуть повыше, чтобы режиссёру его было лучше видно. Водила орёт что-то, режиссёр хмурится, делает короткий взгляд в себя, затем снова задаёт вопрос. Водила машет чем-то похожим на деньги, режиссёр делает мимическое «малаватобудет!», водила добавляет ещё несколько купюр, режиссёр мимически «нущапопробуем» и водила начинает загребать к окну… У другого окна другой водила передаёт что-то похожее на деньги, оформлял умелыми движениями быстро считает под столом, делит полученное по разным ящикам и выдаёт водиле пачку бумаг. Плавно подгребя к окну я рапортую «транзит унрегистер» передаю документы оформлялу. Пара минут и я снова топаю к машине на оконо паспортного контроля. Погранец расстроен, штампует паспорт и отдаёт мне. Перехожу на зону таможни. Седой квадратный невысокого роста таможенник в камуфляже, предназначенном для сливания с местностью синего цвета (наверное морской), после краткого вступления «откудакудазачемитдитп» выбирает неверную тактику и начинает со слов "[цензура] ну зачем тебе надо чтобы я тебя [цензура], вытряхивал вещи твои на землю, [цензура] их, дай денег и езжай спокойно".  Подход привычный по банановым республикам привычно ввёл в состояние «а нука попробуй». Сообщив своё мнение о всех кто в грубой форме хвастается как он умеет ставить раком при помощи своего служебного положения, я наотрез отказался от каких-либо добровольных пожертвований предложив таможеннику попробовать сделать всё то, что он только что продекларировал. В ответ дедо заявил что дескать я его не так понял и речь его была миролюбива и уважительна (ага, прям як председатель госдепасша). Я процитировал все его слова из своей кратковременной памяти и сообщил что ЭТО, вовсе не уважительно не миролюбиво, законность же оценивать отказался. Квадрат к моему удивлению туже морально сдался и сообщил что я свободен. Таким образом мы вместо досмотра машины, который ограничился открыванием и закрыванием крышки кузова, мило побеседовали и повезли условный контрабас на КПП Грузия.
 
КПП Грузия
Нейтралка даже в темноте чувствуется нейтралкой, с присущим ей рельефом и чистотой. Въезд на территорию КПП свободный, очередей на КПП нет. Предварительно высадив пассажира, подъезжаю к окну паспортного контроля. Молодой человек принимает документы, кривится. Практически туже возвращает мне с трудом выдавливая из себя: «вам надо сначала получить визу». Далее он размахивая рукой в неопределенном направлении огорчается что я такой тупой и словами говорит чтобы я поставил машину за территорией КПП и шел за визой сначала. Выезжаю на нейтралку, навстречу выходит пограничник и улыбаясь говорит что я еду в неверном направлении, там Азербайджан. Сообщаю ему что был послан молодым паспортистом в данном направлении и спрашиваю что же мне сделать на самом деле? Молодой парень улыбается, бормочет что-то неопределенное про окошко и какого-то придурка, говорит мне поставить машину под знак «остановка автобусов» и идти в здание КПП получать визу. Возвращаюсь, ставлю, захожу в здание КПП. Два окна паспортного контроля, человек пятнадцать в двойной очереди. Взяв анкеты на визы начинаем заполнять их на русско-английском языках, указываем отель в Гудаури и его телефон принимающей стороной. Пограничница с большими глубокими глазами поспрашивала «чтокудазачем», уточнила хватит ли нам 10 дней вместо 30, заметила что дни рожденья у нас в один день, попыталась немного поугадывать мою национальность и отправила оплачивать визовый сбор. Окошко банка находилось рядом, молодой парень отвлёкся от книги и быстро обработал наши платежи, к этому времени в здании КПП мы остались одни, все остальные уже прошли паспортный контроль и таможню. Вернувшись мы получили паспорта и пожелания приятного отдыха в Грузии. Далее я поехал проходить КПП на машине, Настя пошла пешком по пешеходному переходу. После паспортного контроля меня отправили сразу на выход, таможня мной не интересовалась совсем. Все операции прошли быстро и без каких либо задержек, персонал на исключением молодого человека на посту паспортного контроля для машин, весь вежливый, гостеприимный. Суммарно на КПП мы потратили не более 20-ти минут. Условный контрабас был успешно ввезен на территорию Грузии.
 
Грузия
За КПП темень хоть глаз выколи. Никаких приграничных жителей и сервис-менов, просто дорога и темнота. Километров через сорок, увидев по дороге лису, мы перевалили через перевал и увидели внизу огни Рустави. Через 70 км после КПП мы прибыли в Тбилиси. Проехав по направлению Батуми останавливаемся в первом попавшемся отеле. Им оказывается Skip Hotel. Быстро приценились, посмотрели номер и заселились. Двухместный номер обошелся нам в 70 лари. В санузле после душа странным образом из-под ванны расползалась лужа…
Утром на столе в номере обнаружилось старое затёртое уведомление о дополнительной тарификации за мусор в номере и лужу в ванной. Видимо мы на автопилоте не заметили его ночью. Сразу как только мы начали выносить вещи, появилась уборщица и начала наводить мокроту в холле, которая, как мы ни старались, превратилась в грязные цепочки следов. При выселении мы заплатили дополнительно 2 лари за стоянку и 3 за уборку посчитав их чаевыми. Мойка при отеле не работала и мы переместились чуть дальше на километр, позавтракать в ресторане соседней гостиницы. Ресторан ещё не работал, но на наш вопрос о брекфасте, нам позвали русскоговорящую Ирину, разместили в маленькой комнате и включили сплит на обогрев. Познакомившись мы узнали что у Ирины брат живёт в Московском и она его уже давно не видела, сфотографировали передать привет брату. Позавтракав за 23 лари, мы немного покатались по Тбилиси, помыли снаружи машину за 10 лари и двинулись на Батуми. Надо отметить что грузины очень любят блатные номера, букв явно не хватает чтобы весь Тбилиси ездил на 777 555 …  Автобан, ограничение 110, куча камер и мобильных полицейских, весело пригревает солнышко. По обочинам и на разделительной периодически встречаются люди, которые навстречу нам приветственно поднимают руки, в руках у них молодые щенки. Чуть попозже на обочинах встречаются машины, капоты которых накрыты ковром а на ковре располагается с десяток щенков. В голове проносится мысль что кто-то из местных взял борзыми щенками и теперь вот конвертирует в дензнаки. Периодически встречаются знаки, растяжки с большими надписями на местном языке, предполагаем что на всех разными словами написано «Добро пожаловать в Грузию». Километров через тридцать зоомагазин «Обочина» и автомагистраль заканчиваются и начинается серпантин с тоннелями, до Батуми чуть больше 300 км. Дорога плохеет до уровня «между Бжидом и Пшадой», топчем 80-90, толкаем впереди себя прадика на номерах 001. Полиция рассекает на фордофокусах, пассатах и L200. Эльки некоторые с кунгами и все поголовно на 30-32" BFG AT. Оп-па! В Грузии есть дети! Мы только увидели нескольких на улице -). До Батуми остаётся около ста километров. Идём в непосредственной близости к Чёрному Морю. По дороге населенных пунктов натыкано один на другом. Ширина асфальтированной части примерно как и в Крыму, обочина по населенным пунктам отсутствует. Идём за турецкой фурой 90-100 не вынимая. Турок режет повороты, швыряет не только мелкие грузовички но и легковушки. Другие фуры рубят также 90-100, поэтому мы их видим и спереди и сзади но не обгоняем. Периодически навстречу попадаются стайки большегрузов от двух до пяти машин в группе. Тепло, идёт дождик. В канале появляется русская речь, догоняем две машины из Украины, ребята ещё не привыкли что на стопах не тормозят, в результате после того как первый по привычке отжался на стопе перед жд, в него за малым не вошли по самый тягач турецкая бочка и грузинский контейнер. Немного потрещали с украинцами в канале, рассказал им пару свежих анекдотов про дальнобой и пожелал удачной дороги, мы ушли у турка на хвосте, хохлы посеменили дальше в своём привычном 70-80. За 40 километров границы выехали на пляж и немного пофоткались с морем, нашли рядом в поле строящийся памятник какому-то мужику на колеснице, заехали сфотографироваться и с ним. Местные джамшуты выползли из вагончика и ждали когда же мы застрянем, не дождались -).
В Батуми совершили короткую контрольную закупку и двинули на КПП.
 
КПП Грузия
Очередь фур (надо отметить что не самая длинная в мире) заканчивается на небольшой площадке. В темноте не очень понятно куда ехать и мы прижавшись к краешку рассматриваем где же въезд на КПП. Тут же с мигалками подъезжает патрулька и начинает по местному в СГУ говорить судя по всему «добро пожаловать в Грузию», я выхожу и выдохнув «ишельме бегельме?» в вопросительном тоне получаю интернациональное очень доходчивое пояснение пальцем, указывающем в нужном направлении. Заезжаем на КПП. Настю с рацией отправляю в пешеходный тоннель, сам становлюсь под окошком для авто. Окошко располагается в полуметре от моей крыши -). Подаю паспорт, техпаспорт. Через пару минут мне возвращают документы. Далее из трёх окошек все машины хаотично стекаются к выходу на нейтралку. Тут кто смел, тот и проехал. Толкаются все в одни ворота, и автобусы и фуры и легковушки. За рулём легковых заседают преимущественно роботы. Картина маслом. Выезд с КПП извилистый, не все втобусы берут его с первого раза. Водила автобуса выходит и обращается к сзади стоящему легковому. Суть просьбы понятна по жестам: «постой секунду, я сделаю вперёд назад ибо с первого раза на прохожу». Робот кивает головой, мол понял. Как только автобус делает «вперёд» робот тутже подпирает его. Водила автобуса бежит и громко жестикулирует, робот с остекленевшим взглядом смотрит строго в бампер автобусу… занавес. Таких роботов там было очень много.
 
КПП Турция
На нейтралке одни ворота, в которые ломятся все, далее уже на турецкой территории в кабинке сидит один-два турецких паспортиста. В эту кабинку стоят не только машины но и пешеходы. Суть кабинки — проверять паспорта, у кого нет визы (марка за 20 долларов) — отправлять в неизвестном направлении. По сути дела стоять на машине перед этим окном не требуется, можно проехать дальше, встать на территории КПП Турции и бегать уже спокойно ногами. Но это известно далеко не всем, а точнее никому, поэтому перед первым рубежом стоит жесткий клинч. Кто-то из водил отстоял очередь на паспортный раньше и теперь ждёт впереди стоящего, который стоит в самом конце очереди из пешеходов… всё это густо сдобрено криками, суетой и разнонаправленным движением людей. Получив «вам нужна виза» я протянул машину за кабинку паспортистов и встал в сторонке. Тут же рядом образовался человек который на плохом русском «нужна виза пошли скорее» потащил меня по территории КПП. Не сильно тривиальным маршрутом мы пришли на ту сторону КПП, где идут люди из Турции в Грузию. Купив марки в оба паспорта мы вернулись к машинам. Чуя подвох я несколько раз останавливал посредника с вопросом сколько стоят его услуги по знанию местности и процедуры, тот делал вид что не понимает. В итоге у машины мне было заявлено — 20 долларов, началась торговля. Я стоял твёрдо на 10 так как у меня и страховка была и шмона я не боялся, посредники (к первому подошли 3 коллеги) увещевали что 10 отдают туркам и требовали 20. В какой-то момент подошел очень крупный в размерах посредник, посмотрев на мою страховку сказал «нэ пайдэт, 50», в этом месте я просто развернулся и ушел в машину. Через минуту один из посредников вернулся и очень вежливо согласился на 10. Машина с Настей за рулём была отправлена в очередь на таможню, мы с посредником с документами пошли стоять в соседнее окно для документов. В окно для документов стоят все, легковые, фуры, автобусы. Настя проехала таможню раньше и стояла на выходе в стороне, мы выстояв очередь мимо очереди и оформив въезд, вернулись к окну таможни. По идее сначала должны быть оформлены документы, потом машина с документами должна пройти таможню, но это в теории а на практике в Сарпи получается не совсем так. В окно таможни посредник начал рассказывать турку что это документы по машине которая проехала раньше, тот соответственно начал делать лицо «ушел в себя» и титанически пытался вспомнить про какую же именно машину гутарит посредник, в общем после непродолжительного взывания к памяти таможенника он выдал нам огрызок со штампом позволяющим выезд. На этом посредник получил свои 10 баксов, ещё пятёрку я выдал ему в лари с формулировкой «за человечность». «Миша из Батуми» в контрасте с остальной приграничной братией, оказался очень вежливым, тактичным, грамотным. Создалось впечатление, что он, получив высшее образование в СССР, до недавнего времени сохранялся в криогенном сне. Его русский был превосходен, ход мыслей и способ их выражения чёток, манеры интеллигенты в позитивном смысле этого слова. Цену он не набивал, в общем располагал к себе как никто ещё с момента перехода границы в Дагестане. Перед выездом я свёл Мишу и пару фуристов из эфира, обменялся пожеланиями доброго пути с ним и заочными коллегами-дальнобоями из 15D и мы поехали в Хопу (Hopa).
Выехав за территорию КПП мы в полной мере ощутили что КПП Азербайджан это образец порядка и скорости. Навстречу стоял чуть больший хаос в направлении на Грузию. Тоннель перед КПП был забит фурами, кого-то разворачивали, кого-то двигали в бок, шум, гам. Мутнее водички даже сложно придумать -).
 
Турция
К этому моменту у нас уже выработалась привычка дёргать от КПП как можно быстрее, не задерживаясь на посещение обменников. В Хопе нам надо было перекусить и обменять часть долларов на местные лиры. Осознание трещности поиска обменника пришло довольно быстро (в течении обхода пары кварталов), примерно в это же время на мой ищущий взгляд из чайной выбежал судя по всему хозяин заведения и начал довольно бойко навязывать пару рюмок чаю. Казалось отмахаться нет никакой возможности и дабы не переходить на грубость я переключил продавала на другую цель, а именно задал ему встречный вопрос где поменять валюту. Расчет был верен, попытки продать чай прекратились, но резко начались поиски соседа. Сосед торговал всякой мелочёвкой в некоем подобии продуктового ларька. Он охотно согласился обменять пару сотен баксов по курсу 1.5, лари и тем более манаты его не интересовали совсем. Чуя что курс не совсем выгодный, я решил обменять сотню в надежде что азс будут принимать пластик.
После неожиданно успешного завершения миссии по обмену, мы направились в сторону оставленной машины по дороге высматривая едальню. Улочки в это время уже были достаточно пустынны, лавочки в подавляющем своём большинстве закрыты. Идя не самой центральной улицей мы встретили бодро шагающую представительницу древнейшей, за ней чуть поодаль усиленно делая непричастный вид шагал клиент лет так 25ти. Работниц этой отрасли мы больше не встречали на протяжении всего остального путешествия.
Рядом с машиной был обнаружен вполне себе приличного вида ресторанчик нечто среднее между кебабницей и рестораном. Заведение было полупустое и мы зайдя внутрь логично приковали к себе всеобщее внимание. Бордо отрапортовав здрасте на местном языке я задал уточняющий вопрос «поужинать можно?» добавив к русскому тексту недвусмысленный жест поступательно-возвратные движения рукой ко рту. Судя по глазам персонала, жест оказался совершенно непонятным и официант, кассир (владелец заведения) повар и ещё один член коллектива, чьи функции для меня остались неизвестными, начали пытаться угадать зачем же мы зашли в столь поздний час. Первым нашелся официант, произведя ротационные движения рукой возле рта он спросил: «савва?». Контакт был установлен! В дальнейшем запрос «савва» всегда сопровождался ротационными движениями руки и если я забывшись делал возвратно-поступательные, то на глазах собеседников читалось непонимание…
Первая попытка понять что есть что из аппетитно-съедобного представленного на кухне оказалась не совсем успешной, нам тутже с гордостью предложили переводчика, говорящего на «инглесс». К сожалению переводчик знал только слово чикен, и с нашей помощью вспомнил ещё бифф. Получив необходимый минимум мы сделали заказ и прошли за столик. Официант обслуживал нас так, как будто его в этот вечер посетила не больше ни меньше а сама Королева Елизавета. Чувствовалось что парень не просто работает а вкладывает в выполнение своих обязанностей всю душу. На контрасте с домашним обслуживанием стало немного неловко. Но это было не всё, при подаче чая парень немного разлил из чашки на блюдце. Кассир-владелец ресторана немедленно принес чистое блюдце, не менее дотошно и ответственно поменял блюдца и незаметно выдал нагоняй официанту. Еда была вкусна, заведение и персонал решительно располагали к себе. После еды мы немного поговорили с кассиром, рассказали что мы из Руссия и едем вокруг черного моря по кругу, заплатили за еду, оставили чаевых и обменявшись добрыми пожеланиями поехали дальше.
Забегая вперёд, отмечу что эта восточная часть Турции оказала на нас наибольшее впечатление по части людей, их гостеприимства и отзывчивости. Взяв курс в сторону Ерзурума мы начали самую узкую и извилистую часть всего путешествия. Первый серпантин тянулся километров на 200, перевалы следовали один за одним казалось нескончаемой вереницей, в поворотах иногда было видн свой задний номер, встречный разъезд с самосвалами был явно не для слабонервных. Топливо было на исходе.
Километров через 70, согласно прогнозам навигатора на нашем пути обнаружился небольшой населенный пункт и заправка. На АЗС нас ждало очередное впечатление. Во-первых, к баку я подошел одновременно с  мужиком лет 50ти, одетым в приличный костюм и рубашку светлых тонов. Ни по английски ни по русски он естественно не говорил но по турецки очень четко дал понять — ни к колонке ни к баку подобраться у меня в этом году вариантов нет. Сразу было понятно, люди здесь свою работу любят очень -). Немного переспросов по виду топлива (дизель) и его количеству (фулли) и в бак потекло горючее до того как я успел уточнить, принимают ли тут пластик. В ответ на мою суету при попытке выяснения возможных видов оплаты оператор выразил на лице некоторое удивление. Пока 70 литров неспешно заливались в бак, мне и Насте немедленно поднесли по рюмке чая. По лицам персонала нетрудно было понять что если откажемся, то заработаем всей Русии (к этому моменту мы довольно быстро успели обменяться кто/куда/откуда) дурную репутацию, отказываться соответственно не стали. По окончании заправки мы произвели по паре попыток оплатить покупку при помощи мастеркард. В течении безуспешных действий над терминалом ни у кого кроме меня не возникло беспокойства, турки по поводу невозможности оплаты с пластика не парились ни на лиру. На вопрос возьмут ли они долллары, оператор утвердительно кивнул и тут же на калькуляторе произвел конвертацию доллларов по курсу 1.58, тарификацию за бензин и выдачу сдачи в лирах. Обменявшись пожеланиями доброго пути мы двинули дальше. Тут и далее вплоть до западной границы Курдистана на каждой заправке, при каждом случае товарно-денежных отношений мы получали в нагрузку либо чай, либо (если не было чая) коробки салфеток. Все проявляли участие, обменивались телефонами, рассказывали про свою страну и подсказывали что могли и знали. После примерно двухсот километров сначала дождливого а затем и снежного серпантина мы глубокой ночью спустились в Ерзурум.
На улицах лежал снег, было довольно прохладно и скользко. Немного покружив по центру мы остановились у первого же отеля. Ukreti Hotel с фасада представлял собой двухстворчатую дверь за которой была узкая лестница на второй этаж. На втором этаже в позе «ноги на столе» спал 50ти летний портье. Довольно быстро проснувшись он обозначил цену за двойной номер в размере 50 лир. Цена устраивала, номера не совсем, но спать уже хотелось настолько, что было решено перебиться тем что есть. Портье долго мусолил паспорта, усиленно скрывая что не умеет читать, старательно тыкал шариковой ручкой в паспорта чем вызывал бурную реакцию Насти (её паспорт в отличии от моего, последнюю страницу имел бумажную) и пытался перерисовать имена в бортовой журнал отеля. В течении получаса с нашей непосредственной помощью портье побеждал операцию по занесению наших данных в журнал. При попытке получить ответ на вопрос «оплата до или после» я получал в ответ полное недоумение и отсутствие даже какого-либо звукоиздавания. Здесь я совершил сразу две ошибки. 1 — я начал платить до, 2 — вместо того, чтобы выдать портье строго 50 лир, я вывалил на стол всю оставшуюся наличность примерно в размере 70-80 лир, которую он незамедлительно смахнул к себе в ящик. На мои попытки тут же вернуть деньги на стол и получить сдачу, портье начал делать руками жесты из разряда «шышел мышел пырнул вышел», всучил мне ключи от номера и начал всячески суетливо выпроваживать. После коротких препирательств я сделал страшное лицо и по русски затребовал сдачу, для ясности показав на ящик, где скрылись все наши лиры. Турка как осенило, он открыл ящик и начал копаться в нём, пытаясь вспомнить какие же бумажки были наши а какие его, но после моего жеста «30», быстро согласился и выдал сдачу.
Первую ошибку я ощутил чуть позднее. Оставив Настю в коридоре отеля, я пошел в машину за остальными вещами. Вернувшись я обнаружил отсутствие портье на своём месте и красную от возмущения Настю. Как оказалось, пока меня не было, дед полез к ней «за поцелуем в щёчку». Тут бы конечно и завершить взаимоотношения с данным заведением гостиничного типа, но оплата произведена, портье куда-то зашкерился и выезд на взгляд тянул примерно на час… в общем решили быстро переночевать.
Утро наступило довольно быстро, ночного портье не было видно, впрочем мы его и не сильно искали. Оставив ключи в дверях мы двинули за позитивом -). Обойдя центр в поиске работающего банка, мы поняли что в выходные максимум на что можно рассчитывать — так это на банкомат. Пополнив запасы наличности мы позавтракали, предусмотрительно оставив машину не на широкой улице, по которой разгуливали парковочники, а на прилегающей узкой, где парковка была бесплатна. Завтрак был легким и вкусным. Персонал был также мега внимателен, еда приятная, в общем утро началось позитивно.
Покружив по Ерзуруму мы не нашли ничего интересного для себя и поглазев издалека на компекс для лыжных прыгунов двинулись дальше в сторону Сирии.
Путь наш пролегал горнымы дорогами восточной Турции. Серпантины несколько изменились, теперь это широченный парящий на солнце асфальт и снежные двухметровые отвалы по обочинам. Высоты за 2000 метров, куда ни глянь — фрирайдные склоны по всему периметру, кататься не перекататься.
Спустившись с «пиреней» внизу уже в колено колосится пшеница (март месяц если забыли), воробьи уже вовсю учат летать птенцов, люди стараются не выходить из тени. Собака доедает на обочине осла. Местные грузовики грузят 2-3 собственных объёма. Действуют по египетскому способу — берут пирамиду и ставят её вверх тормашками в кузов. Высота таких вот передвигающихся пизанских башен метров пять, ширина в вершине — около 4 — 5 метров, дагестанские «паровозы» — дети по сравнению с ними. Когда таким вот крейсерам надо разойтись на узкой дороге, то они не сбавляя ход виляют рулём и побуждают свои корабли к боковой раскачке, в момент когда оба находятся в крайней точке колебания в сторону своей обочины — они и расходятся встречными курсами. Позже мы встретим много знаков ограничивающих высоту транспорта 5.3 метра…
Об нас ударилось какое-то привидение, громыхало костями под всей машиной, на заправке В Дарвинтауне обнаружили что номерная планка разбита и мы чуть не потеряли номер. Поели, заправились и за две лиры (50 рублей) отбили грязь с машины.
Если в отдалённом районе Турции вам радостно кивают «инглесс ес ес» — значит это всё что они знают по инглесс. Знание иностранного языка даёт более выгодное положение перед соплеменниками. Интурист ясное дело пойдёт туда, откуда ему кричат «инглесс ес ес». Язык жестов в таких местах понимают также как и английский, выручает только ручка и бумага. Берёшь и рисуешь что тебе надо, если принесли не то что хотел — надо было лучше рисовать -).
На дороге очень много постов наподобие наших КПМов, колючка, ежи, оборудованные огневые точки. Много легкой бронетехники. На постах часто шмонают автобусы, в общем Курдистан.
Прогулялись по Дарвинтауну. Центральная улица по две полосы в каждую сторону, посередине пандус высотой в колено. Бордюр по обочине — тоже в колено, парковаться нигде нельзя. Правый ряд запаркован бампер в бамер, слитно с правым рядом паркуется ещё один ряд, тем кому надо очень и по быстрому. Едем по половине левого ряда, находим свободное местечко, паркуемся, продолжаем пешком. По «красной» ездит экипаж с мегафоном и что-то на тарабарском вещает, видимо пытается разогнать хотя бы второй ряд припаркованных. В общем город как город, вкусно, интересно, шумно. Местная баклава (пахлава) просто отвал башки, сочная, вкусная, разная. Съедаешь две и всё, сыт на неделю а её ещё всякой разной — пробовать, не перепробовать.
Двигаемся дальше, в сторону Сирии.
Ночуем в приграничном городке Нусайбин, в «Tirustik Hotel». Машина ночует на мостовой под окнами. Отель довольно скромный, как впрочем и весь городок. Очень интересно наблюдать пробуждение города, завтракаем в кафе через дорогу и двигаемся на поиск погранперехода. Указателей никаких, но взяв по солнцу ориентир «на юг» мы довольно скоро оказываемся перед КПП, здесь уже достаточно бодро. Оставляю машину в сторонке на обочине и иду «пробивать варианты». В сторону границы идёт пеший поток, машин пока мало. Для машин предусмотрен шлагбаум на въезде, затем сама граница — здоровенные кованные ворота и далее уже сирийская территория. Пехешоды затекают на КПП и устремляются к окну паспортиста. Здесь разворачивается основное действие. Очередь в окно состоит из двух ярусов. Первый этаж — это плотно стоящие 3 — 5 рядов. Им по головам ползет/бежит второй этаж. Ясное дело что бежать по головам от начала очереди неудобно, поэтому сначала подходят на минимальное расстояние, а потом уже бегут. Оба этажа яростно галдят, очень плотно двигаются. Окно одно. Глядя на эту полосу препятствий понимаю что переход в Сарпи не тянет даже на краснодарскую аэропортовскую тамюжню а вот этот переход уже достоин медали за отвагу.
Подхожу непосредственно к границе. По эту сторону стоит четверо бойцов в погонах, двое из которых явно (по погонам и по поведению) — старшие офицеры. Погранцы наблюдают давку у окна паспортиста, судя по их лицам, картина будничная и уже наскучившая. От окна время от времени к ним подбегают типы в гражданском, суют пачку паспортов и убегают обратно. «Из Сирии» приходит тамошний пограничник в гражданском, забирает паспорта и уносит на ту сторону. Затем он возвращается и забирает группу людей, видимо прилагающихся к тем паспортам, которых заблаговременно стабунивают посредники.
Судя по ажиотажу — отношения между Турцией и Сирией очень бурные.
Подхожу к погранцам, излагаю суть своего пожелания: туристы из России, надо в Халеб на день. Погранцы очень оживляются, всей группой вникают в подробности. В этот момент один из посредников приносит паспорт американского гражданина, родившегося, по паспорту, в Косово. Народ забыв про меня начинает яростно спорить — кто это, американский косорез, или косовский американец. В любом случае ему в Сирии делать нечего, посредника отравляют с паспортом и отказом. Вспоминают за меня, дорасспрашивают подробности «цель визита», сокрушаются что «теперь мол вряд-ли». Приходит сириец за очередной партией, тутошние ему наперебой пересказывают мой случай, видно уговаривают. Сириец хмурится, отрицательно машет головой, но в итоге на уговоры турок всё-таки берёт наши паспорта. Говорит мол «попробую, ничего не обещаю», я со своей стороны обещаю пожертвования в пользу КПП в рамках разумного.
Возвращается сириец с отказом, говорит что «нет нет и ещё раз нет», езжайте в посольство за визой (Ближайшее в Антепе). Все (и сириец в том числе) соболезнуют и желают удачи, начинаю выбираться с территории КПП.
Тем временем солнце уже поднялось и казалось весь Нусайбин идёт штурмом на границу Сирии. К потоку людей теперь добавился поток машин. Уходил я оставив Настю в машине в сторонке а вернувшись обнаружил их в центре потока людей и машин. Ну да ничего, краснодарское движение не менее очумевшее, развернулся и выгреб навстречу потоку обратно «в Турцию». Поехали мы в Газиантеп (Антеп) за сирийской визой (четыре сотни километров)…
По дороге проезжали очень много красивых мест, одно из них — город Birecik с переездом через Firat (Евфрат) и красивейшей панорамой города.
Антеп старинный город, расположенный на перекрестье торговых военных и прочих путей, жизнь тут кипит и по сравнению с восточной частью страны, тут уже обильно туристов. Живём в очень приличном Burak Hotel где есть не только горячая вода, но и WiFi internet. В Антепе есть где разгуляться и туристу и шмоточнику. Цены тут довольно низкие и торговцы очень радуются когда с ними начинают торговаться -). Закупились всяческими подарками домой, доторговались с фисташечниками до того, что взяли у них пару мешков (большие пакеты) фисташек, кучу приправ и устроили фотосессию -). По окончании закупки довольны были все, даже соседи по рынку -).
Утром нашли посольство Сирии. Рядом было обильно таксистов, облепленных рекламой «Антеп — Халеб — Антеп». На звонок из дома-крепости вышел чиновник и на очень внятном английском пояснил что за визой ехать нам в Анкару, в ближайшее русское консульство. К сожалению времени на это у нас не было и мы вычеркнули Сирию из нашего плана (как потом оказалось — надолго). Теперь нам надо было продвинуться…
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.